МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа
по дисциплине
«Основы стоматологической
рентгенологии»
для специальности 060105 Стоматология
Махачкала 2008
Одобрена на заседании Составлена в соответствии цикловой методической комиссии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. ______________________________
УТВЕРЖДАЮ:
I заместитель директора НОУ СПО
«Дагестанский стоматологический колледж»
________________________
Рабочая программа
по дисциплине
«Основы стоматологической рентгенологии»
для специальности 060105 Стоматология
Автор: преподаватель НОУ СПО «Дагестанский стоматологический колледж»
Хаджи-Мурат Магомедович
Рецензент: зав. рентген.отделением РОСМП,
Главный врач-рентгенолог Минздрава РД,
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних медицинских учебных заведений и минимума содержания профессиональной образовательной программы по специальности 0404 Стоматология.
Рентгенологическое исследование является ведущим методом диагностики в клинической стоматологии и постоянно используется при распознавании большинства заболеваний зубочелюстной системы у пациентов различных возрастных групп. Метод используется не только для первичной диагностики, но и при определении динамики течения процесса, контроле эффективности лечебных мероприятий и для своевременного распознавания осложнений.
Цель изучения данной дисциплины - научить студентов правильно анализировать рентгенограммы и использовать полученные данные при постановке диагноза и в процессе лечения.
Основной задачей преподавателя является подготовка выпускников к самостоятельной лечебно-практической работе зубных врачей, которые должны иметь необходимые знания по рентгенодиагностике заболеваний зубов и челюстей и быть знакомы с показаниями к назначению все шире внедряющихся в повседневную практику новых методик рентгенологического исследования, что обуславливается также тем, что в силу сложившейся практики рентгенограммы поступают к зубным врачам без описания.
Преподавание дисциплины основано на знании ранее изученных общемедицинских дисциплин :
- нормальной и патологической анатомии;
- гистологии;
а также специальных дисциплин:
- терапевтическая стоматология;
- хирургическая стоматология;
- стоматология детского возраста.
Преподавание дисциплины построено традиционно:
- теоретические занятия проводятся лекционно-семинарским методом;
- практические занятия – в стоматологической поликлинике, имеющей оборудованный рентгенологический кабинет и в учебном классе;
- самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает изучение ими вопросов, выходящих за рамки обязательного минимума.
Занятия следует вести так, чтобы обеспечить соблюдение тематической связи между теоретическими и практическими занятиями.
Итоговый контроль за уровнем теоретических знаний проводится в форме компьютерного тестирования. Для экспертизы практических навыков предлагаются ситуационные задачи, решение которых выявляет умение логически мыслить, определять верную последовательность необходимых действий.
Тематический план учебной дисциплины
Наименование тем |
Минимальное количество часов при очной форме обучения |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Введение в рентгенологию. История открытия рентгеновских лучей, свойства. Основные и специальные методы рентгенологического обследования. Устройство рентгенаппарата. Рентгенологическая аппаратура в стоматологии. Техника безопасности. 2.Техника рентгенографии. Проявление рентгенпленки. Требования к внутри- и внеротовым снимкам. 3.Рентгеносемиотика заболеваний зубочелюстной системы. Типичные ошибки при рентгенологическом исследовании. 4.Нормальная рентгеноанатомия зубочелюстной системы и лицевого черепа. Возрастные особенности строения зубов и челюстей. 5.Рентгенологическое исследование при кариесе и его осложнениях, травмах твердых тканей зубов. 6.Рентгенодиагностика заболеваний пародонта. 7.Рентгенодиагностика воспалительных заболеваний челюстей и одонтогенные заболевания верхнечелюстных пазух. 8.Рентгенодиагностика заболеваний височно-нижне-челюстного сустава, слюннокаменной болезни. 9.Рентгенодиагностика одонтогенных и неодонтогенных новообразований челюстей. 10.Рентгенодиагностика при травмах челюстно-лицевой области. |
8 6 4 6 6 4 8 4 8 6 |
2 2 2 2 2 2 4 2 4 2 |
6 4 2 4 4 2 4 2 4 4 |
Итого: |
60 |
24 |
36 |
Содержание учебной дисциплины:
ТЕМА № 1. Введение в рентгенологию. История
открытия рентгеновских лучей.
Основные и специальные методы
рентгенологического обследования.
Принципы защиты от рентгеновского
излучения.
Лекция :
Количество часов: 2 часа
Практическое занятие № 1
«Введение в рентгенологию .История открытия
рентгеновских лучей.Основные и специальные
методы рентгенологического обследования »
Количество часов: 6 часов
Оснащение: учебная литература по рентгенологии
Содержание учебного материала:
История открытия рентгеновских лучей.Предмет и задачи рентгенологии. Основные методы рентгенодиагностики-обзорная рентгенография , внеротовая и внутриротовая рентгенография зубов.
Cпециальные методы исследования –панорамная рентгенография , линейная томография , ортопантомография , телерентгенография , компьютерная томография , магнитно-резонансная томография , методики искусственного контрастирования . Принципы защиты от рентгеновского излучения .
Радиационная безопасность пациента.
Студент должен :
Знать:
- историю открытия рентгеновских лучей классификацию основных и специальных методов рентгеновского обследования
- принципы защиты от рентгеновского излучения
Уметь:
- классифицировать основные и специальные методы рентгенодиагностики
Владеть:
- методами защиты от действия лучей при различных методах рентгенологического обследования
Контрольные вопросы :
- история открытия рентгеновских лучей
- основные методы рентгенологического обследования
- специальные методы рентгенологического обследования
- принципы защиты от рентгенологического излучения
- радиационная безопасность пациентов
Закрепление темы:
- опрос
- тестовый контроль
ТЕМА № 2. Техника рентгенографии. Проявление
рентгенпленки. Требования к внутри- и
внеротовым снимкам.
Лекция :
Количество часов: 2 часа
Практическое занятие № 2
«Рентгенография зубов . Техника проведения
внутриротовых методов лучевого исследования зубов.
Контактная периапикальная рентгенография и
длиннофокусная рентгенография »
Количество часов: 4 часа
Оснащение: учебная литература по рентгенологии , рентгеновский аппарат
Содержание учебного материала:
Проведение внутриротовых методов лучевого исследования зубов.
Техника контактной периапикальной рентгенографии и длиннофокусной рентгенографии . Проявление рентгенографической пленки. Требования , предъявляемые к рентгенографическим снимкам.
Студент должен :
Знать:
- технику проведения внутриротовых методов лучевого исследования зубов.
- последовательность этапов проявления рентгенографической пленки
- требования , предъявляемые к рентгенограммам
Уметь:
- проводить этапы рентгенографического исследования :
подготовка, укладка больного, съемка , фотохимическая обработка рентгеновской пленки
Владеть:
- навыками проведения внутриротовых методов лучевого
исследования зубов ( контактная и периапикальная
рентгенография )
Контрольные вопросы :
- внутриротовые методы рентгенографии зубов. Классификация
- контактная периапикальная рентгенография зубов ( по методу
Цешинского , изометрический метод )
- длиннофокусная рентгенография зубов ( параллельный метод, метод рентгенографии параллельными лучами )
- проявление рентгенографической пленки
- требования, предъявляемые к рентгенографическим снимкам
Закрепление темы:
- опрос
- тестовый контроль
- анализ рентгенограмм
Практическое занятие № 3
«Внутриротовые методы лучевого исследования зубов.
Интерпроксимальная и окклюзионная рентгенография-
рентгенография вприкус. Радиовизиография »
Количество часов: 4 часа
Оснащение: учебная литература по рентгенологии , рентгеновский аппарат
Содержание учебного материала:
Проведение внутриротовых методов лучевого исследования зубов.
Техника интерпроксимальной и окклюзионной рентгенографии.
Последовательность этапов проведения интерпроксимальной
рентгенографии и рентгенографии вприкус. Радиовизиограф –
преимущества и недостатки.
Студент должен :
Знать:
- технику проведения внутриротовых методов лучевого исследования зубов ( интерпроксимальной и окклюзионной рентгенографии ).
- радиовизиографию.
Уметь:
- проводить этапы интерпроксимальной и окклюзионной рентгенографии
- проводить радиовизиографическое исследование
Владеть:
- навыками проведения внутриротовых методов лучевого исследования зубов ( интерпроксимальной и окклюзионной
рентгенографии )
- навыками работы с радиовизиографом
Контрольные вопросы :
- интерпроксимальная рентгенография зубов. Показания,
особенности метода и техника проведения
- окклюзионная рентгенография зубов. Показания, суть метода и последовательность этапов проведения
- выбор метода внутриротового лучевого исследования зубов
- радиовизиография
Закрепление темы:
- опрос
- тестовый контроль
- анализ рентгенограмм
ТЕМА № 3. Рентгеносемиотика заболеваний
зубочелюстной системы. Типичные ошибки
при рентгенологическом исследовании.
Лекция :
Количество часов: 2 часа
Практическое занятие № 4
«Рентгеносемиотика заболеваний
зубочелюстной системы. Типичные ошибки
при рентгенологическом исследовании »
Количество часов: 2 часа
Оснащение: учебная литература по рентгенологии , рентгеновский аппарат
Содержание учебного материала:
Рентгеносемиотика патологических изменений челюстных костей : симптомы , сопровождающиеся уменьшением количества костной ткани ( остеопороз,деструкция,остеолиз, атрофия) ; процессы костесозидания ( остеосклероз, гипертрофия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.