Типологический подход. Стратегия исследования типологического подхода, страница 2

Полушария мозга взаимодействуют при обеспечении норм протекания психических процессов. Основой организации обеспечения психической деятельности выступает корково-подкорковая функциональная система с разной жесткостью структуры участков мозга. В функциональном плане выделяются три функциональных блока: I – регулирует тонус и бодрствование, II – получение, переработка, хранение информации, III – программирование, регулирование, контроль деятельности. Регуляцию тонуса коры осуществляет ретикулярная формация, оказывающая возбуждающее, тормозящее влияние на центральную нервную систему.

Анатомическую основу второго функционального  блока составляют конвенсигальные отделы неокортекса постцентральная теменная зона.

Принцип экстремальности субординации

При анализе системы осуществляется по вертикали от психофизиологии к социальности и обратно. Горизонтальное взаимодействие системы анализируется через координацию когнитивного и регулятивного элементов. Поэтому язык одноуровневого описания включает  когнитивный и регулятивный функционал действия, и может быть представлено в качестве аксиомы или исходной гипотезы. Аксиому представляет когнитивный компонент, а вывод – регулятивный компонент ресурсного блока психики, что дает возможность выделить критерии, в результате изложенное позволяет сформулировать I принцип экстремальности: экстремум критерия совпадает с минимальной субъективной сложностью, требуемой для достижения необходимого результата. Общая закономерность преобразования и функционирования системы Пс.д., это означает, что в принципе деятельности актуализируется опыт, позволяющий достичь требуемого результата с минимальными затратами. Качество и сам результат задается  субординирующим влиянием верхнего уровня – социального.

Время субординирующего воздействия определяется напряженностью психических процессов.

В каждый момент времени поведением, деятельностью управляет уровень психики ниже ведущего. Уровень психики выше ведущего, он оценивает деятельность, оценку позволяет осуществить субъектно-личностный критерий на уровне ведущем. Качество деятельности в течение времени изменяется, потому что еще не выбран критерий. Стабильность критерия возможна только при полной стабилизации систем.

Типологический подход раскрывает характер связи сознания и деятельности личности. Психические явления выполняют в деятельности функции, опосредованные характером целей, задач, регуляции активной позицией субъекта его действительностью.

ПС.Я.         Д              Сознание           Субъект

Выделение этих закономерностей есть изучение условий, научения и оптимизации. Выделяя эти условия, сталкиваемся с проблемой пределов научения и потенциалов функционирования психики, а также проблемой функционирования психики ее оптимальных значений. Что позволило говорить об оптимизации стихийного развития психического и замене имеющихся моделей на практически целевые. Эта замена принципиально изменяет соотношение эмпирической и теоретической части исследования. Обычно теоретический уровень полностью обусловливает эмпирический, а эмпирический не выдает данных более того, что требует теоретико-эмпирический и теоретический уровни. Исследования связаны понятием задачи, что представляет операционализацию теоретической постановки проблемы для эмпирических целей. Дробность, многомерность эмпирических результатов мало обусловлена конструктивностью поставленных задач, она связана с надежностью, валидностью примененных методов, численностью и репрезентативностью выборки. Проблема наибольшего соответствия теоретической и эмпирической части исследования может быть решена за счет их системообразующего фактора – стратегии. Она включает цели, задачи, этапы.

Стратегия предполагает:

1.  теоретическое обоснование выбранного способа доказательства гипотезы, проработки разных вариантов исследовательских задач, их эмпирического выражения

2.  выявление различных способов проверки результатов

3.  обоснование последовательности этапов исследования, чтобы первоначально полученные данные служили для выявления последующих и построения последующего этапа изучения

4.  обеспечение обратной связи данных с исходной гипотезой

5.  мотивирование испытуемых для проведения исследования

6.  создание адекватного отношения с экспериментатором

7.  соответствие активности объекта исследования и необходимость контроля над ситуацией со стороны экспериментатора.

Принципы в типологическом подходе

  1. Принцип развития занимает центральное место
  2. Рядоположенными являются принципы гуманизма единства сознания и деятельности, а также системный подход
  3. Рядоположены единство сознания и деятельности, детерминизма субъектности деятельности.
  4. Между принципами развития и детерминизма ось связи
  5. Системный подход и принцип

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД