САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра философии, социологии и психологии
КУРСОВАЯ РА Б О Т А
тема «Метод игровой ситуации, сущность. Методическая разработкасценария деловой игры по теме «Деловые переговоры»»
1164/1-1 группы 1 курса
Отделения «Организационная психология»
Научный руководитель
к. психол. н, доцент
Санкт-Петербург
2016г.
Содержание
Вступление. 4
Раздел 1. Теоретические основы применения деловой игры как метода обучения. 6
1.1. Сущность понятия деловая игра в психолого-педагогической литературе. 7
1.2. Функции деловой игры.. 10
1.3. Технология организации игровой ситуации. 12
Раздел 2. Разработка игровой ситуации. 16
2.1. Подготовка к проведению деловой игры.. 16
2.2. Разработка игровой ситуации. 26
Выводы.. 32
Список использованных источников. 34
Приложение А.. 36
Глобальные по своим масштабам инновационные процессы, происходящие в системе высшего образования, требуют перехода в обучении в высшей школе от традиционного пассивного накопления суммы знаний к мотивированному усвоению студентами методов получения научной информации и умений реализовывать свои знания в практических умениях. В связи с этим учебный процесс в современном высшем учебном заведении должен быть направлен на подготовку всесторонне развитой, грамотной личности. Речь идет о перестройке общего образования, о необходимости использования таких форм и методов обучения, в частности, на занятиях по изучению психологии, которые активизировали бы коммуникативную, познавательную и творческую деятельность студентов, обеспечивали бы формирование знаний и умений, необходимых для ориентирования в социальных общественных процессах, психологических процессах, психологических особенностях личности, общества, которые происходят в современном мире и науке. Эффективным с этой точки зрения является метод деловой игры. С последнего положения вытекает актуальность темы исследования.
В процессе деловой игры происходит диалог, обоснования различных мнений и позиций, взаимная критика гипотез и предложений, ведет к усвоению не только новых прочных знаний и четких представлений, но и помогает приобрести опыт решения задач, формирует ценностные ориентации студентов, способствует выработке системы их собственных убеждений, взглядов. Погружение в игровое пространство следует рассматривать не как непосредственно концентрированное участие и активность игрока в пространстве игры, а как погружение студента в игровое пространство через постоянный процесс самоопределения. При таком подходе выбор и определение проблемы осуществляются исключительно самим студентом, индивидуально каждым. Тогда социальная необходимость игры приобретает сугубо личную заинтересованность игрока.
Наше внимание к этой проблеме объясняется тем, что потенциал использования дидактической игры в целом и деловой как ее отдельного вида в процессе изучения психологии в высших учебных заведениях довольно значительный, однако дидактические основы его организации и проведения, а также пути реализации разработаны недостаточно.
Объект исследования – процесс изучения психологии в высших учебных заведениях.
Предмет исследования – деловая ситуация как метод обучения психологическим знаниям.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка педагогической технологии применения деловой игры в процессе изучения психологических особенностей проведения переговоров студентами.
Гипотеза исследования заключается в том, что качество знаний студентов при изучении психологии повысится и обеспечит формирование и развитие коммуникативной компетентности в процессе проведения деловых переговоров.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятия деловая игра в психолого-педагогической литературе;
- Рассмотреть функции деловой игры;
- Проанализировать технологию организации игровой ситуации;
- Выяснить содержание подготовки к проведению деловой игры;
- Разработать занятие с применением деловой игры на тему «Деловые переговоры».
На игру как метод активного обучения обращали внимание в своих работах К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Однако периодом активизации применения игры стало включение ее в систему образования взрослых. Игра вышла за пределы детских коллективов и была признана полноправным методом обучения не только в начальной, а и в средней и высшей школе.
Природу игры ученые видят с разных позиций: одни говорят, что игра – продукт общества, так как она – элемент культуры, именно через игру происходит социализация личности как в детстве, так и в дальнейшей жизни.
В течение последних десятилетий дидактическую суть игры исследовали Н.К. Ахметов, А.А. Вербицкий, В.Г. Семенов и другие.
Энциклопедическая и справочная литература по философии, психологии, педагогики определяет понятие «игра», «игровая деятельность», «познание» по-разному. Игра – один из видов активизации человека и животного. Игра появляется на определенном этапе эволюции животного мира как форма жизнедеятельности молодых животных. Детская игра – вид деяности, развивающейся и заключается в подражании
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.