Сравнение эмпирического и теоретического исследования. Этапы исследования. Факторы, угрожающие внутренней валидности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 1.Методология теоретических и эмпирических исследований в психологии: ГИПОТЕЗЫ И ВЫБОР МЕТОДА. 2.Этапы психологического исследования. 3.Планы исследования. Методы организации исследования: сравнительный, лонгитюдный, комплексный. 4.Выборки испытуемых: способы формирования выборок и дизайн групп. 5.Выбор методов исследования. Классификация методов исследования Понятие «валидность». 6.Обобщение данных в психологическом исследовании. 

Основные понятия учебного курса

  • ИССЛЕДОВАНИЕ – это основной вид научной деятельности, направленный на выработку новых знаний с помощью научных средств познания.
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – это процесс определения целей, разработка программы и определение средств исследования, необходимых для достижения этой цели, который включает два уровня: эмпирический и теоретический.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это уровень (этап) научного исследования, целью которого является интерпретация научных фактов в виде схем, моделей и, в конце концов, создание теорий, содержащих сформулированные в качественной и/или количественной форме законы, позволяющие не только объяснять, но и прогнозировать изменения изучаемых психических явлений.
  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это уровень (этап) научного исследования, целью которого является получение первичных данных об изучаемом явлении, их обработка и определение научных фактов, т. е. подвергнутые анализы данные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений или эмпирических закономерностей.

Сравнение эмпирического и теоретического исследования

ТЕМА 2 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  

  • Исследование можно представить в виде основных этапов исследования или укрупненных блоков
  • Укрупненные блоки научного исследования:
  • Генерация идеи, этап исследовательского замысла
  • Выбор направления исследования
  • Теоретический анализ результатов исследования
  • в выбранном направлении.
  • формулировка проблемы исследования
  • уточнение и обоснование темы исследования
  • определение объекта и предмета исследования
  • формулировка цель исследования
  • определение концептуальной основы исследования
  • формулировка гипотезы исследования
  • организационно-методический этап исследования
  • формулировка эмпирических задач
  • определение этапов исследования
  • Whirlpools – Водовороты, 1957. Эшер

ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (подробно) Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. . ——СПб.: Издательство «Речь», 2003. глава 4

I. Подготовительный этап 1.Постановка проблемы. 2.Выдвижение гипотезы. 3.Планирование исследования. II. Основной этап 4. Сбор данных. III. Заключительный этап 5.Обработка данных. 6.Интерпретация результатов. 7.Выводы и включение результатов в систему знаний.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРМИНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Постановка и формулировка проблемы исследования (проблема проблемы: слишком узкая или широкая ).
  2. Анализ литературных источников. Определяется степень научной разработанности проблемы и необходимость проведения исследования + концептуальная основа и теоретически обосновывается гипотеза исследования.
  3. Формулировка цели и гипотезы исследования: формулируется содержательная гипотеза исследования в операциональном виде \\ «мысленный эксперимент».
  4. Выбор экспериментального метода - зависит от цели, гипотезы, переменных.
  5. Организация экспериментального исследования: определение стимулов, методов оценки зависимой переменной, подготовка инструкции, определение участие экспериментатора.
  6. Формирование групп испытуемых (выбор способа конструирования или дизайна выборки).
  7. Определение плана исследования.
  8. Планы исследования: доэкспериментальные, квазиэкспериментальные и экспериментальные
  9. Выбор математических методов и обработка результатов исследования.
  10. Интерпретация результатов исследования.
  11. Формулировка выводов
  12. Подготовка научной работы.

Тема 5. Выбор методов исследования.

  • Классификация методов исследования
  • Понятие «ВАЛИДНОСТЬ». Виды валидности
  • Эшер. Circle Limit III –
  • Предел-круг III, 1959

Классификация методов Никандров В.В. глава 7

  • 1.НЕЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)
  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод
  • МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
  • Количественные методы
  • Качественные методы
  • ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)

Классификация методов Никандров В.В.

  • 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ: беседа, опрос, интервью, анкетирование
  • ЭКСПЕРИМЕНТ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (МОДЕЛЬ ПСИХИКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ)

Классификация методов Никандров В.В.

  • 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ЧАСТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
  • ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод репертуарных решеток
  • ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ #Социометрия
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
  • БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
  • ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Организационные подходы Качественные методы Интерпретационные подходы

  • Организационные методы (подходы) - не столько конкретный способ исследования, сколько процедурная стратегия.
  • выбор того или иного способа организации исследования предопределяется его задачами
  • выбранный подход, в свою очередь, сам определяет набор и порядок применения конкретных методов сбора данных об объекте и предмете изучения.
  • NB! Качественные методы: классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика
  • Очень часто Качественные Методы опираются на количественную информацию.
  • Интерпретационные методы (подходы) - в первую очередь объяснительные принципы, предопределяющие направление интерпретации результатов исследования.
  • В научной практике получили развитие генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный подходы.
  • Обычно сочетание подходов (даже не только в исследовательской практике, но и в психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции)

КЛАССИФИКАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

  • Б.Г. Ананьев
  • В.Н. Дружинин
  • М. С. Роговин и Г. В. Залевский
  • Пирьова
  • А.И. Худякова

Тема 5 Понятие «ВАЛИДНОСТЬ». Виды валидности

ВАЛИДНОСТЬ

В экспериментальной психологии в основном - 4 вида валидности.

  • Дружинин, вслед за Кэмпбеллом выделяет:
  • Внешнюю,
  • операциональную,
  • внутреннюю,
  • конструктную валидность.
  • Худяков предлагает следующие виды валидности:
  • внешняя,
  • операциональная,
  • внутренняя и
  • экологическая.

ВАЛИДНОСТЬ – ЭТО МЕРА СООТВЕТСТВИЯ:

  • Внешняя: реального эксперимента - реальности
  • (обеспечиваем с помощью репрезентативности выборки и экологической

Похожие материалы

Информация о работе