ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Методология теоретических и эмпирических исследований в психологии: ГИПОТЕЗЫ И ВЫБОР МЕТОДА.
2.Этапы психологического исследования.
3.Планы исследования. Методы организации исследования: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
4.Выборки испытуемых: способы формирования выборок и дизайн групп.
5.Выбор методов исследования. Классификация методов исследования Понятие «валидность».
6.Обобщение данных в психологическом исследовании.
Основные понятия учебного курса
-
ИССЛЕДОВАНИЕ – это основной вид научной деятельности, направленный на выработку новых знаний с помощью научных средств познания.
-
ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – это процесс определения целей, разработка программы и определение средств исследования, необходимых для достижения этой цели, который включает два уровня: эмпирический и теоретический.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это уровень (этап) научного исследования, целью которого является интерпретация научных фактов в виде схем, моделей и, в конце концов, создание теорий, содержащих сформулированные в качественной и/или количественной форме законы, позволяющие не только объяснять, но и прогнозировать изменения изучаемых психических явлений.
-
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это уровень (этап) научного исследования, целью которого является получение первичных данных об изучаемом явлении, их обработка и определение научных фактов, т. е. подвергнутые анализы данные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений или эмпирических закономерностей.
Сравнение эмпирического и теоретического исследования
ТЕМА 2 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
-
Исследование можно представить в виде основных этапов исследования или укрупненных блоков
-
Укрупненные блоки научного исследования:
-
Генерация идеи, этап исследовательского замысла
-
Выбор направления исследования
-
Теоретический анализ результатов исследования
-
в выбранном направлении.
-
формулировка проблемы исследования
-
уточнение и обоснование темы исследования
-
определение объекта и предмета исследования
-
формулировка цель исследования
-
определение концептуальной основы исследования
-
формулировка гипотезы исследования
-
организационно-методический этап исследования
-
формулировка эмпирических задач
-
определение этапов исследования
-
Whirlpools – Водовороты, 1957. Эшер
ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (подробно) Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. . ——СПб.: Издательство «Речь», 2003. глава 4
I. Подготовительный этап
1.Постановка проблемы.
2.Выдвижение гипотезы.
3.Планирование исследования.
II. Основной этап
4. Сбор данных.
III. Заключительный этап
5.Обработка данных.
6.Интерпретация результатов.
7.Выводы и включение результатов в систему знаний.
ЭТАПЫ ЭКСПЕРМИНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
-
Постановка и формулировка проблемы исследования (проблема проблемы: слишком узкая или широкая ).
-
Анализ литературных источников. Определяется степень научной разработанности проблемы и необходимость проведения исследования + концептуальная основа и теоретически обосновывается гипотеза исследования.
-
Формулировка цели и гипотезы исследования: формулируется содержательная гипотеза исследования в операциональном виде \\ «мысленный эксперимент».
-
Выбор экспериментального метода - зависит от цели, гипотезы, переменных.
-
Организация экспериментального исследования: определение стимулов, методов оценки зависимой переменной, подготовка инструкции, определение участие экспериментатора.
-
Формирование групп испытуемых (выбор способа конструирования или дизайна выборки).
-
Определение плана исследования.
-
Планы исследования: доэкспериментальные, квазиэкспериментальные и экспериментальные
-
Выбор математических методов и обработка результатов исследования.
-
Интерпретация результатов исследования.
-
Формулировка выводов
-
Подготовка научной работы.
Тема 5. Выбор методов исследования.
-
Классификация методов исследования
-
Понятие «ВАЛИДНОСТЬ». Виды валидности
-
Эшер. Circle Limit III –
-
Предел-круг III, 1959
Классификация методов Никандров В.В. глава 7
-
1.НЕЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)
-
Сравнительный метод
-
Лонгитюдный метод
-
Комплексный метод
-
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
-
Количественные методы
-
Качественные методы
-
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)
Классификация методов Никандров В.В.
-
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
-
ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
-
НАБЛЮДЕНИЕ
-
ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ: беседа, опрос, интервью, анкетирование
-
ЭКСПЕРИМЕНТ
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
-
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (МОДЕЛЬ ПСИХИКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ)
Классификация методов Никандров В.В.
-
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
-
ЧАСТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
-
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод репертуарных решеток
-
ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
-
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ #Социометрия
-
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
-
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
-
БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
-
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
-
ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Организационные подходы Качественные методы Интерпретационные подходы
-
Организационные методы (подходы) - не столько конкретный способ исследования, сколько процедурная стратегия.
-
выбор того или иного способа организации исследования предопределяется его задачами
-
выбранный подход, в свою очередь, сам определяет набор и порядок применения конкретных методов сбора данных об объекте и предмете изучения.
-
NB! Качественные методы: классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика
-
Очень часто Качественные Методы опираются на количественную информацию.
-
Интерпретационные методы (подходы) - в первую очередь объяснительные принципы, предопределяющие направление интерпретации результатов исследования.
-
В научной практике получили развитие генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный подходы.
-
Обычно сочетание подходов (даже не только в исследовательской практике, но и в психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции)
КЛАССИФИКАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
-
Б.Г. Ананьев
-
В.Н. Дружинин
-
М. С. Роговин и Г. В. Залевский
-
Пирьова
-
А.И. Худякова
Тема 5 Понятие «ВАЛИДНОСТЬ». Виды валидности
ВАЛИДНОСТЬ
В экспериментальной психологии в основном - 4 вида валидности.
-
Дружинин, вслед за Кэмпбеллом выделяет:
-
Внешнюю,
-
операциональную,
-
внутреннюю,
-
конструктную валидность.
-
Худяков предлагает следующие виды валидности:
-
внешняя,
-
операциональная,
-
внутренняя и
-
экологическая.
ВАЛИДНОСТЬ – ЭТО МЕРА СООТВЕТСТВИЯ:
-
Внешняя: реального эксперимента - реальности
-
(обеспечиваем с помощью репрезентативности выборки и экологической