Результат этой деятельности анализируется учеными и возможна трансляция этого позитивного опыта в стенах любого образовательного учреждения. Это одна из первых школ-комплексов, созданная по авторскому проекту. Автору этой воспитательной системы принадлежат следующие размышления: «Школа должна быть неожиданной, нужны новые, а порой и сумасшедшие идеи, производство идей – важнейшее дело школы». В роли генератора подобных идей выступает Захаренко: строится бассейн, музей, создаются образовательные программы обучения и воспитания школьников. В школу-комплекс входят: учебное помещение с хорошо оснащенными кабинетами, лабораториями, музыкальные, спортивные студии, краеведческий музей, обсерватория, школьная теплица, стадион, центр здоровья. Это все построено руками родителей, педагогов, школьников.
Суть: Создать условия для того, чтобы избежать суждения школьников о том, что они второсортны, что они провинциалы и менее подготовлены к жизни, чем городские школьники.
«Школа как возрождение человека, гражданина, культуры и нравственности» (Е.В. Бондаревская)
Бондаревская понимает воспитание как необходимое условие социализации личности, выполняющая в обществе прогрессирующую и стабилизирующую функции:
сохранения, воспроизводства и развития культуры, обслуживания исторического процесса смены поколений, создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса.
Базовые компоненты воспитания:
1) воспитание свободной личности (высокий уровень самопознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплина, честность, самостоятельность в принятии решения)
2) воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, альтруизм, терпимость)
3) воспитание духовной личности (потребность в познании, в красоте, поиск смысла жизни)
4) воспитание творческой личности (развитие способностей, интеллект, жизнетворчество)
5) воспитание практической личности (трудолюбие, хозяйственность, владение языками, эстетический вкус, обеспечение благосостоятельной семьи)
В основе воспитательной системы автором заложен принцип гуманизма, где приоритет отдается ребенку как высшей ценности.
Школа – центр развития личности (структурное подразделение МОУ «средняя общеобразовательная школа №5», директор Крашкина Г.А.) базовая школа КузГПА
Находится в Заводском районе г. Новокузнецка и педагогическую деятельность учителя осуществляет уже 40 лет. В школе создана воспитательная система, на базе которой открыт центр развития личности, где реализуется 13 программ дополнительного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
1 ступень – этика, ритмика, хореография, искусство хорового пения, оригами.
2 ступень – этика, сказки и народная культура, ИЗО, поэтика, музыкальный театр, декоративное творчество.
3 ступень – этика, краеведение, медицина, здоровье.
Разработчиками программы дополнительного образования являются научный руководитель и педагоги этой школы. Эти программы имеют рецензии профессионально-преподавательского состава КузГПА.
Деятельность воспитательной системы определяется концепцией, ведущей идеей которой является формирование гуманистических ценностных ориентаций школьников разных возрастных категорий в условиях воспитательной системы школы.
Практической реализацией является программа стратегического развития, воспитания и обучения школьников на период с 2004-2009 годы. Традиции: посвящение в старшеклассники, день открытых дверей, встреча с выпускниками.
Воспитательная система школа-центр получила диплом в 2004 году на открытии экспериментальной площадки на базе школы №5.
Опыт педагогов этой воспитательной системы продуктивен и может переноситься в любом образовательном учреждении разного типа. Педагоги обмениваются опытом на страницах своих статей, методических рекомендаций, а школьники занимают призовые места в познавательной и творческой деятельности в районе, городе, России.
Воспитательная система колхоз – школа (Ставропольский край ,директор Годин П.Г.)
Важнейшая проблема: воспитание сельских школьников. Идея: Интеграция целенаправленных воспитательных усилий сельской школы и производственных объединений станицы, учреждений культуры и внешкольных учреждений. Педагог реализует системный подход к организации жизнедеятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.