Внешнеэкономические связи России со странами СНГ. Доля России во внешнеторговых операциях со странами СНГ по данным 1998 г

Страницы работы

Фрагмент текста работы

силу непрозрачности межбанковского рынка оценить объемы операций с национальными валютами стран СНГ не представляется возможным.

В этих условиях становится особенно актуальным повышение эффективности финансово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, что будет зависеть от решения таких вопросов, как восстановление взаимного товарооборота; создание условий для обращения денежных средств в национальных валютах между странами СНГ; повышение надежности национальных банковских систем; взаимный допуск нерезидентов к непосредственному совершению операций на биржах.

В целях создания привлекательности финансовой среды необходимо принять совместное для стран СНГ решение об исключении множественности курсов валют по текущим операциям платежного баланса и свободной продаже национальных валют на бирже, биржевой купле-продаже твердых и иных валют без каких-либо внеэкономических ограничений объемов и курсов продаж, а также о содействии банкам в развитии сети филиалов в странах СНГ.

Финансово-экономический кризис и отсутствие регулирующей деятельности национальных банков стран Содружества привели к нестабильности системы взаиморасчетов и, как следствие, к значительным валютным рискам для предприятий, работающих на рынках СНГ, а также к повышенным издержкам обращения, снижающим эффективность взаимного экспорта и импорта.

Из-за ограниченности национальных рынков и возможностей конвертации национальных валют российские экспортеры предпочитают использовать в качестве платежных средств российскую или свободно конвертируемую валюту, а не национальные «мягкие» валюты стран СНГ, что еще более сужает рамки их обслуживания взаимного товарооборота.

Различные условия работы валютных бирж на территории стран СНГ, зачастую находящиеся под жестким государственным контролем, тормозят разрешение проблемы неплатежей. При этом устанавливаемые национальными банками курсы валют по отношению к российскому рублю во многих случаях отклоняются от реальной покупательной силы национальных валют в сторону завышения. Так, официальный курс рубля к узбекскому суму в конце 1999 г. был 1:114, а неофициальный (теневой) достигал 1:700.

Существенно отличаются применяемые странами Содружества валютные режимы и валютные ограничения, к которым относятся системы множественных валютных курсов, обязательная продажа части валютной выручки предприятий-экспортеров, допуск на национальные валютные рынки резидентов и нерезидентов и другие факторы.

Решение проблемы неплатежей в СНГ требует создания условий для устойчивости национальных валют, их взаимной конвертируемости, согласованной валютной политики, двусторонних и многосторонних клирингов.

Однако для решения проблемы неплатежей недостаточно ни традиционно действующей банковской системы, даже эффективно функционирующей, ни системы клиринговых центров. В сложившейся финансово-хозяйственной системе, где предприятия действуют в условиях просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, бартера, а также нелегального оборота наличных денег, должен действовать адекватный финансово-хозяйственный механизм. Главная задача этого органа, сочетающего в себе банк и клиринговую палату, - обеспечение возможности для действия хозяйствующих субъектов в режиме осуществления взаимозачетов и взаиморасчетов на основе натурально-стоимостного учета.

Одной из актуальных задач является поиск путей урегулирования задолженности стран СНГ, прежде всего долга по российским государственным кредитам. Например, между Россией и странами Содружества заключено и действует более 35 межправительственных кредитных соглашений. В период с 1994 г. по 1 июля 1998 г. в погашение ранее предоставленных Россией госкредитов в доход федерального бюджета России от стран СНГ поступило более 1,7 млрд. долл. США в счет основного долга и по процентам за кредиты. С рядом стран СНГ - Арменией, Грузией, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной - заключены соглашения о реструктуризации задолженности, переносящие сроки их погашения на более поздние. В отношении Киргизии и Молдовы Россия пошла на повторную реструктуризацию долга.

В настоящее время общая задолженность перед Россией стран СНГ, как отмечалось ранее, составляет около 6,5 млрд долл., в ней 24% приходится на долг по госкредитам и 76% - на долги российским хозяйствующим субъектам, в составе которых неплатежи за поставленные топливно-энергетические ресурсы достигают около 45%. К главным должникам по госкредитам относятся Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Киргизия; в основных должниках России за поставленные топливно-энергетические ресурсы числятся Украина, Молдова, Казахстан, Беларусь,

Важнейшим условием, предусмотренным подписанными в 1993-1994 гг. соглашениями о кредитах и соглашениями о реструктуризации задолженности, выступает обеспечение возвратности кредитов, прежде всего в денежной форме. Вместе с тем в соглашениях были предусмотрены такие формы обеспечения возвратности, как имущественная (включая пакеты акций предприятий), депозитная (гарантированный депозит в фиксированной сумме) и вексельная (оформление задолженности и текущих платежей в свободно конвертируемой валюте с правом передачи третьей стороне).

Имущественная форма была осуществлена Арменией при погашении задолженности перед Россией (приобретение в Ереване здания с прилегающим земельным участком стоимостью 8 млн. долл. США в собственность России), Таджикистаном (удержание золота на сумму 12,3 млн. долл. США) и Киргизией (поставка России электролампового оборудования на сумму 2,2 млн. долл.). С Украиной подписано межправительственное соглашение о поставке в Россию (в счет погашения долга) рыбопромысловых судов на сумму 12,5 млн. долл. С Казахстаном, Киргизией и Украиной были оформлены гарантийные депозиты в фиксированной сумме, которые были использованы для погашения просроченной задолженности на сумму 12,7 млн. долл.

Попытки решить проблему выплаты долгов только валютой не принесли

Похожие материалы

Информация о работе