2.1 Информационная среда и современное образовательное пространство Украины: механизмы управления функционированием и развитием.
Информационная среда, наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др., играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т.н. «киберпространство».
Информация, методы ее передачи играют огромную роль во всех сферах деятельности человека. Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиций материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Но самое главное – обладание и возможность обмена информацией позволяют человеку чувствовать себя частью социума. То есть мы говорим о том, что одной из самых важных функций социальной информации является социализирующая. Но данная функция в современном обществе прежде всего ассоциируется со сферой образования. Разумеется здесь нет противоречия, так как образование выступает в качестве институционального механизма социализации, содержанием социализации выступает собственно социальная информация и процесс ее усвоения.
Социализация как процесс является объектом изучения многих гуманитарных наук. Собственно сам термин «социализация» заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети XIX в., когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации», изданной в 1887 году, употребил его в значении, близком к современному [1]. В дальнейшем содержание данного термина менялось с течением времени. К примеру, Л. Троцкий. В своей работе ««Социализация», «кооперация» и популярная литература «социалистов-революционеров»» употребляет термин «социализация» в значении «национализация» [2]. В целом же, в ХХ столетии понятие социализации разрабатывается в различных аспектах в соответствии с потребностями развития науки. Так, в тридцатые годы интерес к нему был в первую очередь связан с разработкой проблемы отношения человека и культуры, прежде всего – в ее педагогическом аспекте. В дальнейшем (особенно в пятидесятые-шестидесятые годы), под влиянием работ М. Хайдеггера, особенно Г. Маркузе (включая, впрочем, наряду с последним также и других представителей франкфуртской школы неомарксизма), понятие стандартно социализированной личности стало трактоваться в сугубо негативном смысле ("Man" М. Хайдеггера, "одномерный человек" Г. Маркузе).
В этот период процесс социализации стали чаще отождествлять с процессом обучения или воспитания, посредством которого ребенок становится хорошо подготовленным членом того общества, к которому он принадлежит.
Известную систематизацию заявленный подход получил несколько позже в приобретшей известность работе швейцарского исследователя Х. Фенда «Социализация и воспитание». В других работах социализация рассматривалась как процесс принятия индивидом групповых норм, как приобретение способов реагирования на требования, предъявляемые к ему прочими членами общества в типичных ситуациях. Личность рассматривалась в качестве социализированной тогда, когда она оказывалась способной участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм.
Можно заключить, что авторы, в зависимости от исходных установок и методологических подходов, по-разному воспринимают проблему взаимодействия индивида и общества; различным образом оценивают степень детерминированности личности системой общественных отношений: от признания решающей роли государства в деле социализации, до утверждения об автономии личности, вырабатывающей свои черты в конфликте с общепринятой системой ценностей. Существенные концептуальные и методологические различия в изучении социализации личности говорят о том, что закономерности формирования взаимоотношений между человеком и обществом не могут быть раскрыты только лишь на основании какого-либо одного подхода: необходима междисциплинарная кооперация и тщательный учет всех подходов и данных.
Каким образом определяется термин «социализация» в современных гуманитарных науках? Педагогический энциклопедический словарь дает следующую дефиницию: социализация (от лат. socialis - общественный) – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [1]. В криминологии социализация – принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий [3]. Психологический словарь утверждает, что социализация – «процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей» [4]. В настоящее время активно работают с данной категорией политологи, о чем свидетельствует значительное число публикаций, в том числе и электронных.
Процесс социализации определяется в отечественной социологической
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.