Здесь может происходить обмен последними новостями из всех сфер деятельности.
- конкурент может использовать способ, получивший в американской практике название «обратный инжиниринг», — разбор изделия (прибора, станка и другой продукции) на составные части или конструктивные элементы с целью изучения устройства, технологии сборки и получения возможности повторения в своих работах последних достижений.
- изучая рынок и конкурирующую продукцию, можно обратить внимание на ее схожесть с продукцией предприятия или короткий срок разработки конкурентом аналога продукции. В других случаях можно нащупать подход конкурента к коммерческой тайне из его открытых публикаций или рекламных проспектов на новые виды товаров.
Такая аналитическая работа службы безопасности по устранению доступа конкурентов к секретам и некоторым объектам предприятия, а также учет возможных каналов утечки важных для конкурентов сведений является основой разработки превентивных мер. Профилактика и разоблачение применяемых конкурентами методов и приемов промышленного шпионажа могут быть полезными в экономической разведке и при уточнении модели конкурента.
Следует напомнить еще раз про те каналы, по которым группа обеспечения внешней деятельности может получить информацию о конкурентах (и клиентах). Эти же каналы конкуренты могут использовать в своих целях. В частности, они могут использовать следующее:
- публикации конкурентов в открытой печати, передачи по радио и телевидению, отчеты в отраслевых и специальных журналах;
- сведения и данные, публично опубликованные бывшими сотрудниками конкурента;
- обзоры рынков и доклады экспертов-консультантов;
- финансовые отчеты;
- выставки, ярмарки и презентации, устраиваемые конку рентами;
- издаваемые ими брошюры, печатную рекламу (проспекты, буклеты и т.д.);
- анализ изделий конкурента, в том числе и «обратный инжиниринг»;
- отчеты посредников и закупочных отделов;
- переманивание специалистов и заполнение ими специальных вопросников;
- беседы со специалистами конкурентов на научных мероприятиях и форумах;
- притворные предложения сотрудникам конкурентов работы с целью выведывания у них необходимой информации;
- проникновение в базы данных;
- непосредственные тайные наблюдения и подслушивания, засылку агентов, использование профессиональных шпионов, похищение документов, планов и т.д.;
- посягательства на собственность конкурентов или их сотрудников;
- разного рода давление, шантаж, подкуп сотрудников;
- переговоры с конкурентами якобы для приобретения лицензий на патенты и «ноу-хау».
Рис. 4. Эффективность способов экономического шпионажа (разведки) |
Постоянная работа с персоналом и особенно при приеме на работу – важная функция службы безопосности и ее группы внешнего обеспечения.
Интересы охраны секторов предприятия в подавляющем числе случаев находится в трудноразрешимом противоречии с личными амбициями, амолюбием, академической независимостью сотрудников предприятия, желающих профессионально самоутверждаться в ученом мире, среди своих коллег, в общественном или групповом мнении.
Одной из важных функций группы обеспечения безопасности внешней деятельности предприятия (фирмы) является своевременное упреждение жульнических действий иностранных организаций и частных лиц. Так, поиск зарубежных инвестиций породил очередной «бизнес», о котором вынуждена была предупредить своих белорусских коллег Национальная конфедерация промышленников и предпринимателей Великобритании. В последнее время из Англии в адрес наших бизнесменов посыпались заманчивые приглашения на семинары по инвестициям. Организуют эти «мероприятия» бывшие советские граждане, осевшие на британских островах. Внешне все выглядит пристойно.
Приехавших для встречи с денежными тузами белорусов селят в приличной гостинице, организуют фуршет, приглашают на встречу депутатов британского парламента, бизнесменов. Однако, во-первых, об инвестициях никто и речи не ведет (поговорят «за жизнь» и только), а во-вторых, за такую поездку с каждого легковерного берут по 4 — 6 тысяч фунтов стерлингов, хотя максимально все расходы не превышают и одной тысячи фунтов. В этом и состоит нехитрый смысл мероприятия.
Примерно таким же образом изымаются деньги и у приглашенных для вручения всяких псевдонаград «за успехи в бизнесе». Получивший такую «золотую» или «алмазную» звезду бизнесмен на радостях как-то и не замечает, что потраченные на поездку тысячи долларов — непомерная цена за сомнительное «международное признание».
К разряду не совсем новых приемов, но новых для Беларуси следует отнести и так называемые «нигерийские письма». Германия потеряла на них более трехсот миллионов дойчмарок, пострадали французские предприниматели, польские, российские. Теперь вот «доброжелатели» из Нигерии начали бомбить письмами
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.