Уровень достижений в спорте. Особенности тактической деятельности волейболистов и управления командой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

основании этих данных вырабатывается собственный стратегический план подготовки команды, предусматривающий меры, необходимые для создания такой технико-тактической оснащенности, при которой можно было бы не только успешно соперничать с ведущими командами, но и побеждать их.

Тактика является частью стратегии. Применительно к спорту под тактикой понимают целесообразное использование форм, способов и средств ведения состязания, направленное на достижение победы.

Способы тактики включают системы игры, которые подразделяются на тактические комбинации и их варианты.

Средства тактики включают весь арсенал двигательных действий волейболиста: перемещения, передачи, удары, блокирования и подачи.

Формы тактики предполагают выполнение технико-тактических действий индивидуально (индивидуальная форма), группой игроков или всей командой.

Такое дифференцирование позволяет более четко разобраться в осуществлении тактических задач отдельными игроками или группой игроков. В принципе же все действия в такой командной игре, какой является волейбол, протекают в рамках общекомандной тактической задачи.


2.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тактическое действие должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, уровнем технического мастерства, физических особенностей и волевых проявлений.

Тактическое действие с позиций кибернетики — это самонастраивающаяся, управляемая система, которая посредством поиска выбирает наиболее целесообразное решение и соответствующее ему двигательное действие.

В психологическом аспекте тактическое действие обусловлено сложными ассоциативными процессами, связанными с восприятием специфической информации, ее хранением и переработкой.

В эффективности проявления тактического действия значительная роль принадлежит антиципирующей деятельности мозга (предвосхищение раздражения). Предугадывание  соревновательных    ситуаций — важнейший показатель тактической деятельности волейболиста. Эффективность применения тактико-технических приемов во время соревнований при постоянно меняющейся обстановке связана не только с формированием совершенных навыков и умений. Она зависит и от способности спортсмена к своевременным и точным предварительным действиям, которые известны как выбор места или своевременный контрприем.

В основе таких действий лежит способность человека предугадывать события, способность мозга управлять движениями. С точки зрения психофизиологии проявление опережающих, предварительных действий связывается не только с сенсомоторным актом, развивающимся с момента появления раздражителя, но и с деятельностью мозга до его возникновения. При этом мозг, являясь центральным звеном управления всеми периферическими эффекторами и устройством, воспринимающим непрерывно поступающую информацию об изменениях, происходящих в окружающей среде, перерабатывает эту информацию и посылает к рабочим органам соответствующие импульсы, посредством которых и осуществляются необходимые двигательные действия.

Поэтому можно считать, что целенаправленные тактические действия волейболиста являются предвиденными реакциями на предвиденные раздражители. В частности, предварительный выход к мячу или точный выбор места на площадке становятся возможными в результате восприятия и переработки срочной информации, поступающей как от внешних раздражителей, так и из определенных отделов памяти, накопленной в процессе спортивной тактической деятельности.

В практике нередки    такие    ситуации, когда самые быстрые ответные действия    спортсменов недостаточны для выполнения    необходимых   передвижений, так как скорость полета мяча во много раз превышает скорость* передвижения человека. В таких ситуациях на помощь игрокам приходит умение предугадывать действия соперников и заранее   выходить   на нужную    позицию. Это предвидение, казалось бы, неожиданно складывающейся игровой обстановки обусловлено физиологическими, свойствами мозга человека.

В условиях постоянного восприятия информации и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений своих партнеров или соперника определять их тактический замысел и последующие Действия. В конечном счете это осуществляется в результате запоминания различных ситуаций, которые ассоциируются с новыми раздражителями, полученными в конкретных тактических ситуациях. Таким образом, если мы говорим о возможности развития физических качеств в процессе тренировки, то несомненен и тот факт, что можно воспитывать у спортсменов и тактическое умение предугадывать соревновательные ситуации и действия противника.

Сенсомоторные процессы тактического действия протекают в трех главных фазах:

— восприятия и анализа    соревновательной    ситуации;

— мысленного решения специальной тактической за дачи;

— двигательного решения тактической задачи.

Эти фазы представляют собой последовательный ряд путей решения тактической задачи и находятся в тесной взаимозависимости.

Восприятие соревновательной ситуации и ее анализ как первая фаза тактического действия имеют определяющее значение, так как составляют основу для последующих фаз. Несвоевременное, неточное, оно отрицательно сказывается на второй и третьей фазах тактического действия.

Качество восприятия зависит от устойчивости внимания

Похожие материалы

Информация о работе