Образ трудновоспитуемого учащегося на пороге нового века, страница 3

Возникла новая проблема трудновоспитуемости на почве общих изменений социальной культуры; и не в последнюю очередь из-за реакции Системы на такого рода спонтанные движения в социальной среде. Начало перестройки было ознаменовано решительными заявлениями типа "школа не обязана воспитывать", а еще до этого, когда механизмы социального управления начали отказывать, в частности в армии, –  установкой "армия существует для победы". Горький опыт дедовщины  наглядно продемонстрировал, что получается, когда Система реагирует по принципу "если воспитывали не так, то не будем никак". Неуправляемая общность социально незрелых людей действительно "гнет, ломает и калечит личность", а свобода на низком уровне социального развития оборачивается не более чем "идиотизмом деревенской жизни".

По-видимому, сегодня, когда народ двинулся в открытое общество по собственной инициативе, и его отношение к своей молодежи не зависит от указаний педагогического (да и политического) начальства, необходимо ясно представлять себе, какую позицию должна занять государственная, муниципальная и реабилитационная школа. Совершенно очевидно, что автономия подростково-молодежной субкультуры безопасна в воспитательном и эффективна в социальном отношении в обществе, готовом к экспериментам на высоком технологическом уровне. К сожалению, пока даже более или менее серьезной полемики на эту тему не слышно. Создается впечатление, что Система, вынужденная менять психологию, просто застыла в растерянности, ожидая, пока жизнь сама не найдет приемлемых решений.

И в то же время в повседневной работе с подростками приходится констатировать, что дети, которых перестали программировать, но и не обучили навыкам свободного выбора мнений (воспитательный потенциал семьи как института воспитания еще очень незначителен в подавляющем большинстве случаев), подходят к возрасту рождения личности беззащитными. Их перспективное видение себя в будущем недостаточно для того, чтобы оценить и осознать преходящий характер условных ценностей подростково-молодежной субкультуры, и поэтому у многих из них возникает иллюзия, что это и есть настоящая форма бытия. Эти дети-подростки слишком серьезно воспринимают свой сегодняшний статус и упускают из виду необходимость двигаться вперед.

В результате личность стабилизируется на уровне промежуточных ценностей, остается инфантильной, так что и будучи вполне совершеннолетним, человек нередко не в полной мере  осознает фактическое и социальное значение своих намерений и поступков, сохраняет склонность к слепому риску и страх перед необходимостью отчитываться перед самим собой.

Образно говоря, к аномальным и неконкурентоспособным присоединились инфантильно делинквентные. Образ трудновоспитуемого учащегося стал сложнее по рисунку за счет обычно воспитанных детей с достаточными способностями, но расплывчатым самосознанием. Им свойственно недооценивать роль и значение писаных законов и ориентироваться на нравы реального окружения, неосторожно поддаваясь влиянию сильного и не чувствуя, как захлопывается капкан героинной абстиненции или статьи уголовного кодекса. Последующий надлом благополучно складывавшейся судьбы вызывает, как правило, сильный общественный резонанс, но на ситуацию в целом влияют не столько частные (хотя и убедительные) примеры, а изменение роли подростково-молодежного периода в жизни общества и в самосознании массового подростка.

Для большинства людей такая перестановка сроков означает не более чем увеличение периода жизни за счет родителей (недаром очень многие стараются удержать своих детей в вузе, не глядя на специальность, из расчета переждать время, пока дети сами не выберут себе дело по вкусу). И если удается избежать надлома судьбы от детской шалости с криминальными последствиями, родители считают дело сделанным. Однако для тех, кто подходит к "ничейной, по словам Э. Эриксона,  зоне"[2] с опытом изоляции и отчуждения, увеличение дистанции не проходит бесследно, если иметь в виду развитие личности в целом. Нравы и ценности подростково-молодежной субкультуры, во-первых, привлекательны, так как снимают напряжение с души того, кто отвергнут коллективом и семьей, – эмансипация это позволяет; во-вторых, они формируют положительную самооценку, совершенно необходимую для развития личности; в-третьих, занимают такой отрезок жизни, за которым образ собственного Я в статусе взрослого человека попросту неразличим. Наступает неизбежная стабилизация личностного развития. Ее последствия вполне ожидаемы.

Новое поколение решительно вытесняет в направлении взрослой культуры тех, кто хотел бы оставить за собой экологическую нишу в подростково-молодежном сообществе. Непознанная культура выглядит угрожающе; у новых отщепенцев не остается иной перспективы, кроме как искать общества себе подобных, т. е. людей схожей судьбы. На наших глазах формируется новая когорта маргиналов, которые еще не успели заметно опуститься, но чей пример уже настораживает подростков, которым угрожает аналогичная перспектива. В среде трудновоспитуемых учащихся заметно крепнут корпоративно-коллективистские настроения, поскольку в коллективе они видят более надежные социальные гарантии, нежели в свободном предпринимательстве (свободы им хватало и раньше).Психологический климат консервативной педагогики становится консервативным относительно реформ, в нем преобладают идеи социальной справедливости, в отличие от обычной школы, где господствуют конкуренция и дедовщина.

На сегодняшний день можно уверенно полагать, что в движении к нравам открытого общества  буржуазного толка реабилитационной педагогике не следует торопиться. Хочет она этого или нет, но ей придется сохранять методы воспитания советской школы, чьи представления о социальных гарантиях больше отвечают потребностям дезадаптированных детей, нежели установки на "предоставление образовательных услуг". Нам же, со своей стороны, придется искать формы реабилитирующего обучения и воспитания в возрасте, который считался зрелым – от 16 до 18 лет.



[1]Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1974.С 42.

[2] Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.