5.1. Краткая история проблемы
Решением проблемы фазовой сихронизации электоромеханических систем научная школа кафедры САУ занималась более 40 лет. Кроме решения ряда важных научно - прикладных задач, нами были созданы и введены в постоянную промышленную эксплуатацию многочисленные электромеханические комплексы (ЭМК) для поверки и аттестации навигационной аппаратуры для летательных аппаратов и изделий ракетно - космического комплекса страны. Высшим достижением нашего научно - технического и инженерного творчества являются государственные эталоны "линейных ускорений твердого тела" и "перемещений скоростей и ускорений твердого тела при колебательном движении", установленные в Российском Институте Метрологии им Д.И. Менделеева (СПб ). Рис.1. 9
Одновременно (при незначительных контактах с нами) начинал свои работы "по математической теории фазовой синхронизации" в 70 -е годы в Ленинградском Государственном Университете (ЛГУ) будущий член. - корр. РАН Геннадий Алексеевич Леонов. Рис.2. 9.Такова, кратко, история вопроса.
Электротехническую основу ЭМК составляют прецизионные (точные) системы стабилизации угловой скорости рабочих органов комплекса и их электроприводов.
Созданные нами установки не имеют равных себе ни по диапазонам регулирования скорости (до 1:106) и по точности стабилизации скорости (до 1.10-4 - 1.10-5) %, ни по равномерности медленных вращений (примерно 1оборот\в год).
В большинстве прецизионных замкнутых систем электропривода заложен принцип фазовой синхронизации, основным элементом которой является фазовый детектор.
Рассмотрим фазовый детектор (аналог синхронной машины)
5. 2 Синхронная машина, как аналог фазового детектора
Рассмотрим математическую модель установившегося (синхронного) движения такой машины. Обычно её называют "угловой характеристикой "(Рис.3. 9)
Рис.3. 9. Статическая синусоидальная
угловая характеристика синхронной машины.
![]() |
Рис.1.9
Кстати, профессор А. А. Горев (ЛПИ) в (50 - 60)г.г. XX в. много занимался проблемами устойчивости синхронных машин, существует система уравнений Горева-Парка..
Но мы воспользуемся работой Трикони (Италия), который записал уравнение синхронной машины в таком виде:
(1. 9)
где - синхронный момент,
- асинхронный
(синхронизирующий) момент.
Скорость вращения ротора и скольжение
, где
-
число пар полюсов машины
(2. 9)
Уравнение (2. 9) может быть переписано в ином виде:
(3. 9.)
Уравнение (3. 9) может быть переписано в канонической форме, что позволяет представить траектории движения его координат в фазовой плоскости. Обозначим:
Следовательно:
,
(4. 9)
где - возможное изменение
скорости машины - "полоса удержания"
-
величина скорости ротора машины при которой он (ротор)
"втягивается"в синхронизм
![]() |
Рис.2. 9
Исследуя эту модель синхронной машины, Г.А. Леонов в одной из своих последних работ (Фазовая синхронизация. Теория и приложения. "Автоматика и телемеханика № 10,2006.) показал, что могут возникать в этой нелинейной динамической системе различные режимы движений.
Режим Глобальной устойчивости
(Рис.4. 9) Система может проскальзывать в своем синхронном движении на угол
"" (электрических)
Рис. 4. 9. Глобальная
устойчивость периодических движений фазовой системы - синхронной машины при
угле нагрузке
Гомоклиническая бифуркация
Рис. 5. 9. Гомоклиническая
бифуркация периодических движений фазовой системы - синхронной машины при угле
нагрузке
и
.
Случай α < α(γ)
Рис. 6.9. Неустойчивые периодические движения
Вернемся вновь к рис.3. 9. Синхронный двигатель имеет рабочую зону
угла ,играющего роль внутреннего
фазового детектора (ФД), равную π. Желательно расширить её. Для этого
необходимо внутренние электромагнитное взаимодеиствие между ротором и статором
машины осуществляемое через угол
вынести во
внешнии контуры управления , создав внешний фазоывй детектор Это
можно сделать только в синхронизированной электрической машине с внешним
фазовым детектором. Характеристика такого ФД изображена на рис .3. 9
прямыми ломаными линиями
Кроме того, в точном электроприводе желательно иметь многополюсную синхронную машину, что конструктивно сложно и дорого. В синхронизированной машине эта проблема вполне решаема.
Модели фазовых систем с периодическими нелинейностями имеют обычно больший порядок , чем рассмотренная выше модель второго порядка .Такие модели можно гармонически линеаризовать, но только специальным образом со сдвигом входного гармонического сигнала на угол 2π радиан за время Т.
,
где
Необходимо найти коэффициенты такой линеаризации: ,
и
Эти работы выполнены только на нашей кафедре.
Структурная схема системы фазовой синхронизации изображена нна рис 7.9
Здесь принято:z – число делений датчика скорости, КУ – корректирующее устройство, ДС – датчик скорости,ГР – грубый регулятор.. ЗГ задающий генератор, ФД фазовый детектор
,
,
С помощью ГР можно поддерживать скорость на заданном уровне, поднимая/опуская механическую характеристику двигателя (рис 8. 9).
Рис. 8. 9 Механические характеристики
Фазовой системы
, где
-
ПФ датчика скорости
(1)
В замкнутой системе знаменатель должен равняться нулю
При режим автоколебаний
получить сложнее. Автоколебаний может не возникнуть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.