Синхронные машины. Уравнения динамической механической характеристики синхронного двигателя в осях, страница 3

Первые гармоники напряжения на обмотках статора образуют трехфазную систему напряжений статора. Трехфазная система напряжений создает вращающееся магнитное поле, вместе с которым с той же скоростью вращается и ротор двигателя. Таким образом, вентильный двигатель по принципу действия близок  синхронному двигателю, но обладает рядом особенностей.

          Первая особенность заключается в том, что он обладает пусковым моментом в любом положении ротора. На рис 5 изображены векторы магнитных потоков, создаваемых обмотками А, В, С. Для положения ротора, показанного на рисунке, вектор  представляет собой результирующий вектор магнитного поля статора. Такое положение сохраняется и при любом другом положении ротора в зоне, соответствующий углу  от изображенного на рис 5. В любом из положений внутри указанной зоны с направлениями потока  ротора , на ротор действует момент , направленный против часовой стрелки и приводящий его в движение. Пройдя положение , датчик положения ротора переключит обмотки статора так, что напряжение на них будет соответствовать положению 2 на рис.4

Векторы магнитных потоков ротора и статора окажутся расположенными подобно векторам  и , рис.5, сохраняя прежнее направление вращающего момента.

Вторая особенность состоит в том, что скорость вращения ротора и частота в рассматриваемом двигателе являются функциями напряжения сети и нагрузки на валу, оставаясь связанными между собой  соотношением, типичным для синхронной машины

.

Действительно, при вращении ротора в обмотках статора наводится ЭДС, противодействующая напряжению, что уменьшает ток в обмотках и вращающий момент двигателя. Когда вращающий момент уравновесит момент сопротивления, скорость ротора достигнет установившегося значения. Изменение момента  сопротивления вызывает соответствующее изменение скорости. Изменение скорости, в свою очередь,  приводит к изменению частоты переключения ключей коммутатора и, следовательно, к изменению частоты питающего напряжения и частоты вращения поля статора.

Третьей особенностью является постоянство сдвига фаз  между вектором ЭДС обмотки фазы  и вектором основной гармоники напряжения  на этой обмотке. Положение  определяется положением оси ротора, а - положением ДПР на этой оси.

Так как ротор и ДПР жестко связаны между собой, то сдвиг фаз между ними неизменен. Поскольку вектор отстает от вектора  на угол 90о, то сдвиг указанных векторов определяет величину угла .

При работе электродвигателя  от коммутатора, обеспечивающего двуполярное напряжение на обмотках,  для первых гармоник напряжения и ЭДС при  можно написать следующее уравнение

, где ЭДС вращения, и -  индуктивное и активное сопротивления фазной обмотки, - индуктивное сопротивление рассеяния.

Это уравнение позволяет построить векторную диаграмму, рис. 6, используя которую можно найти

 ,                     (4)

где .

 


Электромагнитная мощность и электромагнитный момент будут равны:

         ,                   (5)

где - число фаз.

ЭДС двигателя определяется выражением

,              (6)

где - коэффициент обмотки статора, - число витков обмотки фазы, - число пар полюсов, .

Подставив  (6) в уравнение  (5), получим

.         (7)                                             

Пусковой момент двигателя можно определить из (7), положив  

.

Наибольший пусковой момент получается при , что обеспечивается правильной  установкой ДПР на валу двигателя.