Тема диплома: Исследование напряженно-деформированного состояния муфты безрезьбового соединения насосных штанг, подвергнутой предварительному упрочнению.
Научный руководитель: Бояршинова Ирина Николаевна.
Цель работы: Рассчитать давление автофретирования, исследовать напряженно - деформированное состояние упрочненной муфты, выполнить сравнительный анализ вариантов использования муфты без упрочнения и автофретированной муфты.
В нашей стране самым распространенным методом добычи нефти является штанговый насосный способ, он охватывает более 60% скважин общего действующего фонда.
Принцип работы насоса заключается в следующем: насосные штанги, соединенные в штанговую колонну, передают возвратно-поступательное движение от точки подвеса штанг поверхностного привода к плунжеру насоса, что обеспечивает подъем нефти из скважины на поверхность. (ПЛАКАТ 1)
Механизм безрезьбового соединения насосных штанг представляет собой специальный замок двух штанг, зафиксированный муфтой. При работе насоса в муфте может возникать неравномерное поле напряжений, максимальное значение которых превышает предел текучести. При этом возникают пластические деформации, что приводит к разрушению муфты, следовательно к недолговечности соединения.
(ПЛАКАТ 2)
Для увеличения ресурса работы штанговой колонны необходимо проводить мероприятия по улучшению прочностных характеристик штанг и муфт к ним.
На практике для упрочнения материала используют термические, химические, механические способы. В данной работе рассматривается метод автофретирования, который основан на повышении механических свойств путем нагружения муфты внутренним давлением, при котором во внутренних слоях возникают пластические деформации. После разгрузки в муфте остаются поле остаточных напряжений, которое способно компенсировать напряжения от рабочих нагрузок.
В полном объеме задача определения давления автофретирования является обратной задачей теории упруго-пластичности. Решение такой задачи весьма трудоемко, поэтому для определения давления сначала решается прямая задача упруго-пластичности, а затем, варьируя значение давления, выбираем наиболее подходящее для нашего случая.
Математически прямая задача формулируется как трехмерная упруго-пластическая и включает следующие уравнения: (Плакат 3)
Решение прямой задачи проводилось по известной инженерной методике.
Уравнение, связывающее радиус границы, разделяющей упругую и пластическую области, и приложенное давление прелставлено на плакате 2
.(Плакат 3)
Для определения НДС упочненой муфты используем инженерный пакет Аnsis. Схема решения задачи в упруго-пластической постановке в пакете ANSYS может быть представлена в виде следующей последовательности:
1.Формируется геометрическая модель. Задача является осесимметричной, поэтому за счет возможности пакета учитывать симметрию модели, рассматриваем только половину муфты. (Плакат 3)
2. Задается диаграмма деформирования, которая соответствует материалу с линейным упрочнением. (Плакат 3)
3. Задаются следующие свойства материала:
- модуль упругости
- коэффициен Пуассона (Плакат 3)
4.Модель муфты равномерно разбивается на 20-ти узловые объемные элементы с квадратичной аппроксимацией, позволяющие проводить прочностные расчеты с учетом пластических деформаций для трехмерных твердых тел.
5. Граничные условия задаются следующим образом
- сечения 1,2 муфты закреплены от продольных перемещений и поворота;
- на сечения 3 накладываются условия симметрии; (Плака3)
6. Этап приложения рабочих нагрузок включает 2 шага:
- на первом шаге к внутренней поверхности прикладывается равномерно-распределенное давление, равное давлению автофретирования;
- на втором шаге производится упругая разгрузка;
При решении задачи в пакете Ansis на первом шаге расчета (нагружении) были получены картины распределения эквивалентных, радиальных и окружных напряжений, возникающих при давлении 90 МПа.
На картине распределения эквивалентных напряжений (Плакат 4) видно, что максимальные напряжения возникают в точках на внутренней поверхности муфты и превышают предел текучести 340МПа. Здесь первоначально возникают пластические деформации, следовательно пластическая область примыкает ко внутренней поверхности.
На картине распределения окружных напряжений можно увидеть границу упругих и пластической областей (Плакат 5), напряжения на ней достигают своего максимального значения.
На картине распределения радиальных напряжений (Плакат 5) видно, что максимальные напряжения возникают на внутренней поверхности, они являются сжимающими и равны приложенному давлению. С увеличением радиуса абсолютное значение напряжений уменьшается и обращается в ноль на внешней поверхности, что говорит о выполнении естественных граничных условий, подтверждая тем самым полученные результаты.
На Плакате 6 приведены картины распределения остаточных напряжений на втором шаге расчета (при разгрузке).
Кроме представленных на плакатах, были получены результаты для давления автофретирования 85 МПа и 87,5МПа.
Для оценки достоверности полученных результатов произведено качественное сравнение графиков распределения окружных и радиальных напряжений, полученных при приложении нагрузки и остаточных после ее снятия (Плакат 7), с эпюрами распределения напряжений, возникающих при автофретировании трубы, внутренний диаметр которой , наружный диаметр при величине внутреннего давления [9] (Плакат 8). При сравнении видно, что эпюры радиальных и окружных напряжений в том и в другом случае качественно совпадают.
Для оценки НДС упрочненной муфты в конструкции при эксплуатационных нагрузках были использованы результаты работы Дьяконова А.А. по расчету безрезьбового соединения в целом. Для тестовой задачи было взято наименее рациональное с точки зрения прочности соединение, в муфте которого максимальные напряжения превышают предел текучести (Плакат 9).
Муфта без упрочнения в задаче определения напряженно-деформированного состояния штангового соединения была заменена на муфту подвергнутую автофретированию.
Получены картины распределения эквивалентных напряжений в упрочненной муфте, максимальные значения которых не превышают предел текучести (Плакат 10). Наименьшие максимальные значения напряжений возникают в муфте, подвергнутой предварительному автофретированию при давлении 90МПа.
Таким образом, метод автофретирования можно рекомендовать для упрочнения муфт штангового соединения с целью снижения напряжений от рабочих нагрузок.
Выводы
1. В предложенной работе разработана трехшаговая методика определения внутреннего давления, необходимого для автофретирования муфты с целью снижения напряжений от рабочих нагрузок.
2. Произведен предварительный аналитический расчет давления автофретирования с помощью инженерной методики.
3. С помощью пакета ANSYS определены остаточные напряжения в муфте подвергнутой автофретированию.
4.Проведено исследование НДС упрочненной муфты при рабочих нагрузках.
5. По результатам работы получены значения давления автофретирования, которое можно рекомендовать для упрочнения муфт насосных штанг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.