Познавательная деятельность в речевой форме также нуждается в поддерживающих её инструментах. Речь – это перекодированные на естественный язык сенсорные слепки, с которыми оперирует мышление во внутреннем плане на втором этапе познавательной деятельности. Процесс порождения речи требует постоянного решения интеллектуально-логических задач, и если решение предметных задач происходит осознаваемо, то языковые задачи решаются бессознательно. То есть абстрактное мышление, цель которого – построение информационного аналога внешнего окружения в его конкретном проявлении, должно иметь словесную поддержку на протяжении всей линии анализа: от материальной презентации предмета – к материализованной и далее – к модельной, от слитной – к дифференцированной, от развернутой – к свёрнутой.
С инструментальным направлением развития технологий обучения связана также проектно-технологическая парадигма, завоевывающая все большую популярность и инициирующая проектную деятельность педагога. Проектно-технологическая парадигма на основе дидактических многомерных инструментов без затруднений реализуется в компьютерном и «бумажном» вариантах.
Выводы.
Представляется необходимым уточнение понятия «технологии обучения» и повышение требований к его применению. Терминологическо-классификационная работа должна не «закрывать» проблему технологизации, а указывать направления развития технологий обучения.
Учитывая перспективность инструментального направления технологизации обучения, терминологическая и классификационная работа [35] должна продолжаться до завершения процесса технологизации обучения.
Термин «Инструментальные технологии обучения» означает, что технология обучения реализует идею управления процессом переработки и усвоения знаний содержит минимально необходимый комплекс наглядных средств инструментального типа для поддержки инвариантного набора форм познавательной учебной деятельности: предметной, речевой и моделирующей; при этом дидактические инструменты принимают на себя функции ориентировочных ооснов действий, логически удобного представления знаний на естественном языке, а также вербального контекста моделирования.
Инструментализованные технологии обучения расширяют пространство технологий обучения вообще, так как существующие методики обучения недостаточно обеспечены эффективной комплексной инструментальной наглядностью для поддержки познавательной деятельности в речевой форме.
1. Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. 6-е изд., перераб. И доп.. М.: Политиздат, 1991.
2. Народное образование. 1998. № 9. – С. 20.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Мочалова Н.М., Сергиенко И.В. Педагогические теории, системы, технологии обучения: Учебно-методическое пособие. – Казань, 2000. – 153 с.
5. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999. № 3. – С. 34-41.
6. Выготский Л.С. Собр. Соч. – М., 1982. – Т. 1. – С. 103.
7. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: МГУ, 1988. – 255 с.
8. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 1984.
9. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с.
10. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития». – М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. – 360 с.
11. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2 изд. – М., 1955 - 1981. – Т.15. – С. 201.
13. Советский энциклопедический словарь/Гл. редактор А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 300.
14. Терегулов Ф.Ш. Биосоциальная формирующая педагогика. – Уфа, 1999. – С. 260.
15. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация, поведение, творчество. – М.: Наука, 1991. – С. 200.
16. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993. – С. 151.
17. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
18. Сериков В.Н. Без привычных канонов // Народное образование. – 1998. - № 9. – С. 60-61.
19. Крылова Н. Как мы можем изменить культурные ценности образования. – Народное образование. – 1998. - № 9. – С. 20 - 24.
20. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 67 с.
21. Белич В.В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 1993. – 49 с.
22. Асадуллин Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. – Уфа: БГПИ, 1999. – 145 с.
23. Бухарова ГД. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. – 136 с.
24. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с. - С. 269.
25. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. № 2 (2). – С. 36-37.
26. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989. – С. 41.
27. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – С. 7.
28. Остапенко А.А., Шубин С.И. Крупноблочные опоры: составление, типология, применение // Школьные технологии. 2000. № 3. – С. 19-34.
29. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. 2000. № 7. – С. 49-54; Школьные технологии. 2000. № 1,2,3.
30. Аджиев В. MineSet - визуальный инструмент аналитика // Открытые системы, № 3, 1997. – С. 73.
31. Миллман Х. Не бойтесь технологий, вышедших из недр секретных служб // Computerworld Россия. 21 июля 1998. – С. 18.
32. Агамов А. Игра слов // Компьютерра, № 12 (290), от 29/03/1999.
33. Магданов М. Многомерный анализ - что это такое? // Computerworld Казань. № 5-6 (20) июнь-июль 1999. – С. 32.
34. Феодоритов Ю. Мания совершенства – Работа с картами смыслов //Компьютерра, № 3, от 30 января 2001. – С. 49.
35. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр. / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. – Вып. 2. – Екатеринбург, 1996. – 340 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.