Инструментальные технологии обучения: терминологические и дидактические аспекты, страница 5

Познавательная деятельность в речевой форме также нуждается в поддерживающих её инструментах. Речь – это перекодированные на естественный язык сенсорные слепки, с которыми оперирует мышление во внутреннем плане на втором этапе познавательной деятельности. Процесс порождения речи требует постоянного решения интеллектуально-логических задач, и если решение предметных задач происходит осознаваемо, то языковые задачи решаются бессознательно. То есть абстрактное мышление, цель которого – построение информационного аналога внешнего окружения в его конкретном проявлении, должно иметь словесную поддержку на протяжении всей линии анализа: от материальной презентации предмета – к материализованной и далее – к модельной, от слитной – к дифференцированной, от развернутой – к свёрнутой.

С инструментальным направлением развития технологий обучения связана также проектно-технологическая парадигма, завоевывающая все большую популярность и инициирующая проектную деятельность педагога. Проектно-технологическая парадигма на основе дидактических многомерных инструментов без затруднений реализуется в компьютерном и «бумажном» вариантах.

Выводы.

          Представляется необходимым уточнение понятия «технологии обучения» и повышение требований к его применению. Терминологическо-классификационная работа должна не «закрывать» проблему технологизации, а указывать направления развития технологий обучения.

          Учитывая перспективность инструментального направления технологизации обучения, терминологическая и классификационная работа [35] должна продолжаться до завершения процесса технологизации обучения.

          Термин «Инструментальные технологии обучения» означает, что технология обучения реализует идею управления процессом переработки и усвоения знаний содержит минимально необходимый комплекс наглядных средств инструментального типа для поддержки инвариантного набора форм познавательной учебной деятельности: предметной, речевой и моделирующей; при этом дидактические инструменты принимают на себя функции ориентировочных ооснов действий, логически удобного представления знаний на естественном языке, а также вербального контекста моделирования. 

          Инструментализованные технологии обучения расширяют пространство технологий обучения вообще, так как существующие методики обучения  недостаточно обеспечены эффективной комплексной инструментальной наглядностью  для поддержки познавательной деятельности в речевой  форме.

Литература

1. Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. 6-е изд., перераб. И доп.. М.: Политиздат, 1991.

2. Народное образование. 1998. № 9. – С. 20.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

4. Мочалова Н.М., Сергиенко И.В.  Педагогические теории, системы, техно­логии  обучения:  Учебно-методическое  пособие.   Казань, 2000.   153 с.

5. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999. № 3. С. 34-41.

6. Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1982. Т. 1. – С. 103.

7. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. 255 с.

8. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.

9. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред.  А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.

10.  Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина   В.В. Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития». М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. 360 с.

11. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2 изд. М., 1955 - 1981. Т.15. С. 201.

13. Советский энциклопедический словарь/Гл. редактор А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 300.

14. Терегулов Ф.Ш. Биосоциальная формирующая педагогика.  Уфа, 1999. С. 260.

15.  Голицын Г.А., Петров В.М. Информация, поведение, творчество. М.: Наука, 1991. – С. 200.

16. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. С. 151.

17. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1999. 200 с.

18. Сериков В.Н.  Без привычных канонов // Народное образование. – 1998. - № 9. – С. 60-61.

19. Крылова Н. Как мы можем изменить культурные ценности образования. – Народное образование. – 1998. - № 9. – С. 20 - 24.

20. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требо­ваний государственного образовательно­го стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.  67 с.

21. Белич В.В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. 49 с.

22.  Асадуллин Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. Уфа: БГПИ, 1999. 145 с.

23. Бухарова ГД. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 136 с.

24. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с. - С. 269.

25. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. № 2 (2).  С. 36-37.

26. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. С. 41.

27. Лысенкова С.Н.  Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. С. 7.

28. Остапенко А.А., Шубин С.И. Крупноблочные опоры: составление, типология, применение //  Школьные технологии. 2000. № 3. –  С. 19-34.

29. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. 2000. № 7. С. 49-54; Школьные технологии. 2000. № 1,2,3.

30. Аджиев В. MineSet - визуальный инструмент аналитика // Открытые системы, № 3, 1997. – С. 73. 

31. Миллман Х. Не бойтесь технологий, вышедших из недр секретных служб // Computerworld Россия. 21 июля 1998. – С. 18.

32. Агамов А.  Игра слов // Компьютерра, № 12 (290), от 29/03/1999.

33. Магданов М. Многомерный анализ - что это такое? // Computerworld Казань. № 5-6 (20) июнь-июль 1999. – С. 32.

34. Феодоритов Ю. Мания совершенства – Работа с картами смыслов //Компьютерра, № 3, от 30 января 2001. – С. 49.

35. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр. / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. – Вып. 2. – Екатеринбург, 1996. – 340 с.