Диагностическая работа с младшими школьниками. Содержание и структура диагностической деятельности учителя

Страницы работы

189 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

сама ситуация открытия такой перспективы возможна только тогда, когда уже определена, конкретизирована та или иная сторона личности ученика, которая находится за чертой знания. А это реально лишь в том случае, когда уже распознаны какие-то особенности, его личностные качества.

До сих пор мы рассматривали диагностическую деятельность как отдельную, самостоятельную систему. Но для того чтобы выявить функции, ее необходимо исследовать как элемент в системе педагогической деятельности. Тогда функции диагностической деятельности можно обнаружить через выявление той роли, которую играет данная деятельность в общей структуре.

Функция в философском аспекте понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в некой системе отношений 2. В другом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, рольJ. В нашем исследовании мы придерживались трактовки, предложенной А. А. Орловым, который определяет функцию «как способность подсистемы, обладающей определенной структурой, к целесообразной деятельности в рамках целостной системы» 4.

Но в чем состоит «целесообразная деятельность подсистемы»? Представляется важным остановиться на понятии «целесообразность».

' Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - М.: Академия, 2000. - С, 177.

2                           Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987- С. 526.

3                           Словарь иностранных слов. - М., 1989. - С. 557.

4                           Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1991. - С. 37.

57

М. И. Сетров определяет его через принцип совместимости «как такую форму совместимости элементов системы, при которой взаимодействие между ними служит сохранению данной системы или выполнению ее функций» '. Формой взаимодействия элементов системы являются их связи. Исследуя систему педагогической деятельности, мы уже рассматривали вопрос об информационных связях, существующих внутри ее и обеспечивающих полноценное существование и эффективное функционирование всей системы. В качестве основного «источника» информации был назван диагностический компонент системы. Собственно, наше понимание цели диагностической деятельности непосредственно вытекает из видения места диагностического компонента в целостной системе педагогической деятельности. В рамках системы педагогической деятельности исследуемая деятельность выполняет информационную функцию, которую мы рассматриваем как основную. Именно благодаря этой роли диагностическая деятельность обеспечивает обратную связь, служащую основой для выполнения учителем действий целеполагания и проектирования.

Рассмотрим подробнее, в чем состоит и как реализуется информационная функция диагностической деятельности.

Педагогическая деятельность, по сути, является деятельностью по управлению. В этом состоит ее особенность как мета-деятельности. Известно, что эффективное управление возможно при условии наличия регулярной обратной информации о состоянии как самих процессов, на организацию которых направлены усилия педагога, так и управляемых объектов.

Для начальной школы проблема опоры на обратную связь при организации педагогического взаимодействия особенно актуальна. Дети настолько разные, что одно и то же требование учителя, один и тот же прием вызывают совершенно неожиданные и непохожие эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие реакции у младших школьников. В этих условиях значение обратной связи возрастает, поскольку информация о состоянии ученика, переживаемых им затруднениях, об усвоении знаний, о скорости формирования учебных навыков и т. д. служит учителю основанием для корректировки своих действий, внесения поправок в содержание и технологию урока или воспитательного дела. Кроме того, дети начинают обучение, находясь на разных уровнях готовности к нему. И одна из задач, которую решает учитель начальных классов, - обеспечить всем учащимся возможность равного старта. Для этого он должен иметь обратную связь относительно того, как проходит процесс адаптации ребенка к школе, какие познавательные процессы развиты у него хуже, какая помощь ему нужна и т.д. Причем, информация должна быть исчерпывающе полной.

Мы согласны с Л. М. Фридманом, высказавшим мысль о том, что «...недостаточно одних наблюдений учителя в процессе его взаимодействия с учениками. Повседневное кратковременное общение в процессе уроков зачастую создает у учителя лишь иллюзию знания и понимания личностных особенностей отдельных учеников, что чревато многими ошибками, а в конечном итоге и большими потерями в воспитательном процессе. <...> Следовательно, необходимо дополнять повседневные наблюдения учителя за учебной деятельностью учеников объективными методами изучения процесса их развития — физического, нравственного, культурного, психического и социального становления» '.

Учителю для реализации эффективной обратной связи необходима

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0