Особенности методов и организации диагностической процедуры при обследовании детей с аномалиями развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

© Волгоградский

Государственный

Медицинский

    Университет, 2009

Тематические планы семинарских занятий

по курсу «Методы диагностики развития в норме и патологии» преподавателя

Тема 1. «Особенности методов и организации диагностической процедуры при обследовании детей с аномалиями  развития». (3 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.  Особенности  организации диагностической процедуры и  

применения основных методов психологического исследования в зависимости от возраста ребенка. 

2.  Принципы организации психологического обследования детей с аномалиями развития.

3.  Этапы и основные положения проведения углубленной оценки психического развития.

4.  Требования к методическим средствам и стимульным материалам.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. . Особенности использования наблюдения в качестве метода диагностики аномального развития.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

1. Виды и формы проведения психологического обследования.

2. Этапы и основные положения проведения углубленной оценки психического развития.

3. Требования к методическим средствам и стимульным материалам.

Тема 2. «Измерения психического развития

в младенческом возрасте». (6 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.   Реакция прослеживания, ее возрастная динамика, принципы и методы оценки.  

Механизмы и динамика развития, методы диагностики и критерии оценки зрительно-моторных координаций (на примере реакции дотягивания –  

схватывания).

2.   Зрительно – моторные координации как базовые для развития предметно – манипулятивной деятельности. Этапы развития и методы диагностики сформированности действий с предметами.   

  1. Параметры и принципы оценки моторного развития ребенка первого года жизни.
  2. Развитие у ребенка представлений о постоянстве объекта: экспериментальные модели и методы исследования (Ж.Пиаже, Т.Бауэр, А.Даймонд). 
  3. Формы голосовой активности на разных этапах предречевого развития ребенка.
  4. Модели оценки дифференцированности, избирательности и контроля эмоций у          детей первого года жизни. Предикторы отклонений в эмоциональном развитии.
  5. Характеристика комплекса оживления: структура, сроки появления и динамика. Особенности комплекса оживления при отклоняющемся развитии.
  6. Формирование привязанности: признаки, возрастные нормы и динамика развития. Поведенческие компоненты привязанности. Оценка качества привязанности.
  7. Этапы развития способов взаимодействия со взрослыми. Критерии оценки особенностей взаимодействия со взрослыми.

10. Развитие самопознания: исследования и методы оценки.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Использование шкалы оценки развития детей первого года жизни А.Гезелла.

2. Оценка уровня психомоторного развития новорожденного и младенца с помощью шкал   

Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой.

3. Методы диагностики и оценки психомоторного развития детей первого года жизни

(О.В.Баженова).

4. Теория Дж.Боулби о формировании привязанности в младенческом возрасте.

5. Типология отношений привязанности и их прогностическое значение (Л.Сроуф).

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

1. Сравнительный анализ шкал психического развития младенцев в зарубежной и  отечественной психологии (шкала А.Гезелла, Денверский скрининг-тест   развития, Мюнхенская функциональная диагностика развития, шкалы Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой; О.В.Баженовой; И.А.Скворцова).

Тема 3. «Измерения психического развития в дошкольном возрасте». (3 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Этапы развития, механизмы нарушений и методы диагностики перцептивной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Этапы развития игровой деятельности. Методы диагностики способности к символической игре. Нарушения символической игры при отклоняющемся развитии.

3. Возрастные нормативы и методы оценки развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речевого развития.

4. Этапы развития, характеристика и методы диагностики мышления

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
132 Kb
Скачали:
0