критическая – явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинство явлений, целесообразность их использования;
- познавательная – является общей для всех наук;
- прогностическая – разработка научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.
2. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
В 16-17 веке первая научная школа- МЕРКАНТЕЛИЗМ ( Ман и Кольбер)
Богатство происходит в среде обращения и «торгуй и будешь богат!»
17-18 век ФИЗИОКРАТЫ – Ф Кене, Ж. Тюрго
КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ- 17-19 века (Смитт и Рекардо) показали созидательную силу труда, рассматривали стоимость как воплощение ценности, положили начало трудовой теории стоимости.
18 век УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ
Мор, Компанелло, Анри Сен-Симон, Фурье, Оуэн.
19 век МАРКСИЗМ (Маркс, Энгельс, Ленин)
2 пол. 19 века МАРЖЕНАЛИЗМ – представители исходили из того, что, ценность товара устанавливается не в производстве, а в процессе обмена.
2 пол. 19 века НЕОКЛАССИЦИЗМ – Маршал, Карк.
Цена является результатом количественного соотношения между спросом и предложением.
КЕЙТИАНСТВО – Кейнс 1936г. вышла работа «общая теории занятости процента и денег». 1929-1933 г. мировой кризис в Америке «Великая депрессия» в мире мировой кризис перепроизводства. Невмешательство в государственный рынок до 1929 года.
20 век КОНЦЕПЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА – Хикс, Самуэльсон. Пытаются интегрировать идею государственного регулирования и саморегулирования.
3.Методы экономической теории.
Метод исследования науки есть совокупность принципов или правил, приемов исследования.
В рамках метода исследования экономической теории целесообразно выделять: а) общие мировоззренческие; б) общие научные и в) частные методы (принципы) познания.
Общие мировоззренческие принципы определяются избираемой философской концепцией видения окружающего мира. Такая концепция содержит трактовку идеи развития, познания и отражения окружающей среды в сознании человека.
Общенаучные методы познания. Данные методы находятся в промежутке между общемировоззренческими и частными (специфическими) принципами исследования. Вместе с тем здесь обнаруживается полное господство не мировоззренческого подхода, а формальной логики. Поэтому такие универсальные методы экономического исследования можно определить как формально-логические. К последним относятся:
метод научной абстракции (абстрагирование);
метод анализа и синтеза;
метод индукции и дедукции.
Частные методы исследования. Для данных методов исследования характерна прямая или косвенная привязка исследователя-экономиста к определенной общемировоззренческой методологии, или к избранной экономической философии. Принято считать, что частные методы исследования экономической действительности не имеют универсального характера К ним относятся статистические, графические и математические приемы, а также эксперимент, метод «проб и ошибок», принцип «черного ящика», моделирование, сравнительный или компаративный анализ схожих экономических объектов, функциональный анализ экономических явлений и т. д.
Основные типы современной методологии:
1. Позитивный – исследуется то. что есть
2. Нормативный – исследуется то, что должно быть
4.Классификация потребностей, закон возвышения потребностей.
Потребность - состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти. Потребности не ограничены в своем количестве и имеют различную степень интенсивности. С точки зрения роли, которую потребности играют в воспроизводстве способностей человека, выделяют:
- физические;
- интеллектуальные;
- социальные.
В зависимости от социальной структуры общества различают:
- потребности общества;
- потребности классов;
- социальных групп;
- отдельных личностей.
Процесс потребления – это удовлетворение потребностей.
С точки зрения масштабов и структуры производства потребности делятся на: - абсолютные;
- действительные;
- фактически удовлетворяемые.
Чтобы удовлетворить потребность, следует иметь необходимые блага. Ими являются все материальные вещи и услуги, которые можно использовать для удовлетворения человеческих потребностей. Блага подразделяются на:
●прямые (понимаются те вещи и услуги, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей в домаш.хозяйствах)
и косвенные (используются в процессе производства в виде сырья, материалов. Их использование образует промежуточное потребление.
●краткосрочные и долгосрочные (учитываются при анализе конкретных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.