Экзистенциальная психотерапия. Ирвин Ялом и Ролло Мэй. Нормальная и невротическая тревога. Предельные экзистенциальные беспокойства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Экзистенциальная

психотерапия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1.      Ирвин Ялом и Ролло Мэй  5

2.      ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  7

Бытие и не-бытие  7

Три формы бытия-в-мире  7

Нормальная и невротическая тревога  8

Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина  9

Трансценденция  9

Предельные экзистенциальные беспокойства  10

Экзистенциальная психодинамика  11

3.      НОВОВВЕДЕНИЯ  12

Смерть  12

Свобода  12

Изоляция  13

Бессмысленность  13

4.      ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО   14

Экзистенциальная модель механизмов защиты   14

Виды защиты от тревоги, связанной со смертью   14

Виды защиты от тревоги, связанной со свободой  15

Виды защиты от тревоги, связанной с изоляцией  15

Виды защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью   15

5.      ПРАКТИКА  16

Цели  16

Отношения терапевт — клиент  17

Самораскрытие  17

Терапия и смерть  18

Терапия и свобода  21

Терапия и изоляция  23

Терапия и бессмысленность  24

Групповая терапия  24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

ВВЕДЕНИЕ

Слово «существование» («экзистенция») происходит от латинского слова existere, буквально означающего «выделиться, появляться». Существование — не статический процесс, существование связано с возникновением или становлением. Экзистенциальные подходы к терапии имеют отношение к науке и процессам бытия. Наука бытия известна как онтология (это слово произошло от греческого слова ontos, означающего «бытие»). Экзистенциальные терапевты помогают клиентам выстоять или утвердить свое существование, несмотря на ограничения, с которыми связано существование, и в пределах этих ограничений.

В основе экзистенциальных подходов терапии лежит экзистенциальная философия. Наиболее выдающимися экзистенциальными философами были Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер и Сартр. Экзистенциализм Кьеркегора не выходит за рамки христианства; Кьеркегор считал, что страх, тревога и отчаяние — «болезни, ведущие к смерти» — свойственны людям, отдалившимся от своей природной сущности. Ницше был атеистически настроенным экзистенциалистом, в его работах представлена нигилистическая картина мира, в которой «Бог мертв»; на фоне этой картины люди самоутверждаются. Хайдеггер] в своей работе «Бытие и время» (BeingandTime) концентрирует свое внимание на поисках бытия и анализирует концепцию dasien, «бытия здесь», или существования. Сартр, будучи марксистом, разделял идеи Ницше относительно безбожного мира. Он подчеркивал, что, сопротивляясь отчаянию и небытию, люди постоянно испытывают потребность делать выбор, который формирует сущность их существований. Пока люди живы, они не имеют никакой возможности уклониться от потребности в самоопределении.

На развитие экзистенциальных подходов терапии также повлияли религиозные философы; особенно сильное влияние оказали Бубер, еврейский богослов, и Тиллих, протестантский христианский богослов. Бубер считал, что люди являются не отдельными существами, а «срединными» созданиями. Бубер выделял два типа «срединных» отношений — отношения «Я — Оно», включающие в себя функциональные отношения, в рамках которых другие люди рассматриваются как объекты, и отношения «Я — Ты», включавшие в себя взаимное влияние и переживание чувств другого человека. В своей книге «Мужество быть» (TheCouragetoBe) Тиллих анализирует человеческое существование в рамках религиозного подхода. Для Тиллиха мужество быть — это «этический акт, посредством которого человек подтверждает свое собственное бытие, несмотря на те элементы, которые противоречат его самоутверждению».

Экзистенциальные подходы терапии используются не только для разрешения лежащих на поверхности проблем, но и для оказания клиентам помощи в их противостоянии основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаянием, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью. Все перечисленные проблемы могут стать источником «экзистенциальной боли». Экзистенциальные подходы терапии также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом.

Ялом отмечает, что подходы терапии «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией». Ялом указывает на различие между терапевтическими потребностями ограниченных запретами и сексуально скованных жителей Вены конца девятнадцатого столетия и терапевтическими потребностями носителей «вседозволяющей» американской культуры конца двадцатого столетия. В прошлом существование большинства людей было предопределено, в то время как в наше время люди имеют достаточно большой выбор, позволяющий им определять собственное существование различными способами.

Существует много экзистенциальных подходов терапии. Экзистенциальная терапия Ялома и Мэя и логотерапия Франкла — два таких подхода, которые наиболее часто используются в современном      терапии и консультировании. В данной работе рассматриваются теория и практика экзистенциальной терапии Ялома и Мэя.

1.  Ирвин Ялом и Ролло Мэй

Ирвин Ялом

Ирвин Ялом родился в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1931 году. Его родители были российскими иммигрантами. В 1920-х годах они без гроша в кармане прибыли в Соединенные Штаты. Ялом писал: «В детстве я провел очень много часов, тихо ненавидя

Похожие материалы

Информация о работе