Специфика методики преподавания психологии как самостоятельной научной дисциплины, ее цели и задачи, основные требования

Страницы работы

70 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Групповая дискуссия предполагает рассмотрение различных точек зрения по определенной проблематике, дает возможность отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.

Требования к организации дискуссии: 1) четко формулируем вопрос; 2) наличие у студентов определенной базы знаний по рассматриваемому вопросу; 3) умение точно выразить свою мысль.

Замечания по преподаванию общей психологии: а) т.к. общая психология это теоретическая, а не прикладная наука, методика ее преподавания должна быть нацелена на формирование у учащихся общего теоретического мышления; б) акцентировать внимание учащихся на отличие житейской и научной психологии; в) чем чаще и больше студент будет изъясняться, тем лучше он будет мыслить и тем быстрее овладеет научной терминологией. Лучшая методика-это та, которая пробуждает к устной речи и поощряет речевую активность.

8. Особенности и цели преподавания возрастной психологии.

Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологической науки изучает возрастную динамику психики человека.  В возрастной психологии, объектом изучения является развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек, который выступает в динамике и закономерностях возрастного развития.

В методике преподавания возрастной психологии важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие от педагогического. Возрастная психология как прикладная отрасль психологической науки служит как для объяснения конкретных психологических фактов в области своей научной компетенции (т. е. фактов развития, обучения и воспитания), так и для их преобразования (т. е. для организации реального процесса обучения и воспитания в соответствии с законами развития). Это значит, что студентам нужно овладеть методами научного исследования фактов с целью их объяснения (например, чтобы узнать, чем объясняется трудность усвоения одних знаний и легкость усвоения других или какие причины лежат в основе успешного воспитания ребенка в период подросткового кризиса и т. д.). Кроме этого, он должен уметь применить психологические знания для преобразования обнаруженного факта, т. е. знать методы формирующего эксперимента.

Серьезное внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, «деловых игр», «мозговой атаки», «круглых столов» и применения других активных методов, стимулирующих собственные самостоятельные мыслительные и практические действия студентов.

Лекции и различные формы практических занятий с применением названных активных методов должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии всеми студентами — будущими педагогами.

Чтобы запрограммировать учебные действия студентов, ориентировать их мышление на основные вопросы изучаемых курсов, нужно составить серию учебных задач (заданий с вопросами, требующими активного мышления).

Возрастные особенности  и содержание методов преподавания психологии:

Возраста

Ведущей деятельности

Психических новообразований

Социальной ситуации развития

(см. вопрос №9)

9. Особенности и цели преподавания педагогической психологии.

Возрастные особенности  и содержание методов преподавания психологии

1.возраст:дошкольники; ведущая деятельность: игровая; психиеское новообразование: развитие речи, формирование самосознания; соц.ситуация развития: родители, воспитатели, сверстники; содержание и методы обучения: формировать навыки речевого общения, обучение взаимодействию, обучение моральному самосознанию, активизировать умение думать, рассуждать. Методы: сказки, игры, фольклор. 2.возраст:мл.школьный; ведущий вид деятельности: учебно-познавательный; психическое новообразование: словесно-логическое мышление, когнитивное, произвольное поведение ,развитие внутреннего плана умственных действий; соц.ситуация развития: учитель, родитель, сверстник; содержание и методы обучения: формирование внутренней речи и коммуникации, развитие когнитивных способностей, развитие навыков общения со сверстниками, морально-эстетичесике нормы общения, формирование навыков саморегуляции.  Методы - игровые, сказки, фольклор. 3 возр:подростки;ведущий вид деятельности: интимно-личностное общение в рамках учебной деятельности; психичкое новообразование.: формирование логического мышления, становление межличностных отношений, полоролевая идентификация, эмпатия, соц.статус; соц.ситуация: сверстники. содерж. и методы обучения: формирование коммуникативных навыков межличностного общения с учетом чувства взрослости. Методы: тренинги общения, саморегуляции, тематические беседа, психологические игры. 4 возраст: юношеский; ведущий вид деятельности: учебно-профессиональнальное самоопределение; психиеские новообразования: формирование самосознания и его рост, появление новых чувств, развитие мировоззрения, моральное самосознание, развитие творчества; соц.ситуация: сверстники, взрослые; содержание и методы обучения: Формирование психологической культуры, психологии общения,  формирование стремления к самораскрытию и саморазвитию. Методы - тренинги общения, тренинги развития когнитивных процессов, тренинги личностного развития, организация дискуссий.

Методические средства: 1) прикладная наука, внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения: семинары и практикумы, дискуссии, деловые и ролевые игры, мозговой штурм и др. – все, что стимулирует самостоятельность мышления обучающихся. 2) лекции и практические занятия, творческое усвоение теории, практики

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
390 Kb
Скачали:
0