Белорусский Государственный Университет Транспорта
Кафедра «Тепловозы и тепловые двигатели»
Курсовой проект
По дисциплине «Электрические передачи локомотивов»
Выполнил студент 5-го курса группы 98-ЗТ-471п
г. Минск ул. Р.
Гомель 2002
Содержание
1. Введение
2. Исходные данные
3. 1 Определение основных параметров электрической передачи
4. 2 Выбор схемы соединения тяговых электродвигателей
5. 3 Определение основных параметров электрических машин
6. 4 Построение внешней характеристики тягового генератора
7. 5 Построение регулировочных характеристик передачи
8. 6 Разработка схемы регулирования мощности тягового генератора
9. 7 Определение передаточного числа тягового редуктора
10. 8 Определение основных размеров и параметров тягового электродвигателя
11. 9 Расчет и построение характеристик тягового электродвигателя
9.1 Магнитная характеристика
9.2 Скоростная характеристика
9.3 Тяговая характеристика
9.4 Характеристика кпд тягового электродвигателя
12. 10 Расчет и построение тяговой характеристики тепловоза
13. 11 Тормозные характеристики электрической передачи тепловоза
14. 12 Расчет весовых и технико-экономических показателей проектируемых машин
15. Список использованной литературы
Введение
Вопрос передачи мощности от дизеля к колесным парам локомотива решается несколькими способами. Все способы в каждом конкретном случае имеют свои преимущества и недостатки. Электрическая передача обладает своими достоинствами и преимуществами, как и любая другая передача. Несмотря на это электрическая передача мощности имеет широкое применение на современнных тепловозах различного назначения.
Данный курсовой проект рассматривает вопросы проектирования электрической передачи, а также основные технические характеристики.
Во время эксплуатации тепловозов с электрической передачей, возникает немало вопросов по ее обслуживанию и ремонту. Знания полученные в процессе курсового проектирования помогают будущим инженерам оперативно решать возникающие вопросы не нарушая безопасность движения и ритмичную работу белорусской железной дороги.
Исходные данные.
1. Тепловоз грузовой
2. Эффективная мощность дизеля Nе, 2,9 МВт
3. Номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля, 850 об/мин
4. Сцепной вес тепловоза Рсц, 1,5 МН
5. Диаметр движущих колес Dк, 1,25 м
6. Число тяговых электродвигателей m, 6 шт
7. Максимальная (конструкционная) скорость тепловоза 110 км/ч
1 Определение основных параметров электрической передачи
где Рсц - сцепной вес тепловоза, кН ;
yкр - коэффициент тяги на расчетном подъеме.
Сцепной вес тепловоза:
Рсц = go×m , (2)
где go - нагрузка на ось, кН; go = 250 кН ;
m - количество тяговых электродвигателей; m = 6 ;
Рсц = 250×6 = 1500 кН.
Для тепловозов с электрической передачей Fкр= Fк¥ или yкр = yк¥ .
Продолжительная сила тяги тепловоза
Fк¥= (3)
где Кпр – коэффициент перегрузки по силе тяги на расчетном подъеме,
Кпр= 1,2.
Коэффициент тяги на расчетном подъеме принимаем yк¥= 0,2;
Таким образом получаем:
Fк¥ = кН
Определим скорость тепловоза на расчетном подъеме:
, (4)
где Nдг – свободная мощность дизеля , передаваемая генератору, кВт;
hп - КПД электрической передачи;
hп=hг ×hд ×hз×hву , (5)
hг ,hд , hз – КПД соответственно генератора, тяговых электродвигателей и зубчатой передачи .
hг и hд - принимаем [1] hг=0,958, hд=0,914,
hз - принимаем [1] hз=0,98;
hву - принимаем [1] hву=0,98;
hп=0,98×0,92 ×0,98 ×0.98 = 0,858.
Свободная мощность дизеля,
Nдг=Nе-Nвсп , (6)
где Nвсп – мощность расходуемая на привод вспомогательных агрегатов тепловозов, кВт.
Nвсп=(0,08¸0,11) ×Nе, (7)
Nвсп=0,11 × 2900=319 кВт.
Nдг=2900-319=2581 кВт.
=26,57.
Мощность на зажимах тягового тепловозного генератора, кВт,
Рг=Nдг·hг(8)
Рг=2581·0,958 = 2472 кВт
Мощность на выходе выпрямительной установки
Рд=Nдг ·hсг ·hву(9)
где hсг = 0,95 – кпд синхронного генератора;
Рд=2581· 0,95· 0,98 = 2402 кВт
Мощность на зажимах тягового двигателя, кВт,
Рпд= (10)
где С – число тяговых электродвигателей.
Рпд= кВт
Мощность на валу тягового электродвигателя, кВт,
Рд=Рпд·ηд (11)
Рд=412·0,914 = 376,5кВт.
2 Выбор схемы соединения тяговых двигателей
Для обеспечения необходимых тяговых свойств тепловоза выбираем параллельное соединение тяговых двигателей. Данное соединение обеспечивает лучшую реализацию сцепного веса и надежность в эксплуатации.
V¢мах=(0,9¸1,0) ×Vмах , (12)
V¢мах=1,0 × 110=110 км/ч.
V¢мах=, (13)
где a2 – коэффициент ослабления возбуждения;
Копн – степень насыщения.
Значение Копн принимаема по [1] Копн=1,795,
Значения a2 и Кг¥ принимаем [1] a2=0,26, Кг¥=1,4;
V¢мах= (26,5× 1,42)/0,26 ×1,795=111 км/ч .
Максимальное напряжение генератора принимаем Uгmax=750 В.
Напряжение и ток генератора при длительном режиме:
где Р'гн – мощность генератора при номинальном токе Iгн , кВт;
Iгн = 4621 А.
где Р¢¢г – мощность генератора при максимальном токе Iг¥ , кВт;
Р¢¢г=Nдг ×hг; (21)
Значение hг принимаем по [1] hг=0,958 ;
Р¢¢г=2581 × 0,958=2472 кВт ,
Uгмин= (2472/6700) ×103=369 В.
Продолжительная мощность электродвигателя, кВт ;
Рдн= Uдн ×Iдн ×10-3 , (23)
где Iдн= Iгн /6 ;
Iдн= 4621 /6=770 А .
Рдн=770 × 535 ×10-3= 412 кВт .
, (24)
Кv = 3,77
Определим минимальное значение коэффициента ослабления возбуждения тяговых электродвигателей,
, (25)
, так как аmin<0,5, то применяем две ступени ослабления возбуждения. Коэффициент промежуточной ступени ослабления определим по формуле
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.