ЗАДАНИЕ
Задание 10. Спроектировать привод к центральному валу ленточного конвейера по схеме
Мощность на валу N4
= 3,8 кВт, угловая скорость вращения вала
об/мин.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя 4
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений 7
3 Расчет тихоходной прямозубой ступени редуктора 10
4 Расчет быстроходной косозубой ступени редуктора 13
5 Расчет клиноременной передачи 14
7 Подбор подшипников и выбор шпонок 26
8 Выбор муфт 28
9 Выбор смазки 29
10 Выбор посадок деталей 30
11 Порядок сборки редуктора 31
Литература 32
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя
Определяем потребную мощность электродвигателя для всего привода.
Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле:
кВт, где
–
общий КПД привода;
.
где
–
КПД клиноременной передачи (
);
–
КПД зубчатой цилиндрической косозубой передачи в масляной ванне (
);
–
КПД зубчатой цилиндрической прямозубой пары (
).
По таблице П26 [4]
выбираем трехфазный асинхронный короткозамкнутый электродвигатель серии 4A100L2У3:
кВт;
об/мин.
Определяем общее передаточное число привода:
;
По таблице 4.1 [1]
принимаем передаточные отношения: клиноременной передачи
Тогда
об/мин;
;
;
.
Определяем частоты вращения валов привода:
об/мин;
об/мин;
об/мин;
об/мин.
Определяем мощности на валах привода:
кВт;
кВт;
кВт;
кВт.
Определяем крутящие моменты на валах:
;

;

;

.
Определяем ориентировочно диаметры всех валов привода:
м
или
мм;
м
или
мм;
м
или
мм;
м
или
мм.
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Принимаем:
- для колёс – НВ 230..260, σв = 850 МПа; σт = 550 МПа;
- для шестерни второй ступени – НВ 260..280, σв = 950 МПа; σт = 700 МПа;
- для шестерни первой ступени: HRC 50..59, σв = 1000 МПа; σт = 800 МПа.
Срок службы привода равен 4000 часов.
Допускаемые контактные напряжения.
Для колёс:
МПа;
МПа.
Для шестерни второй ступени:
МПа;
МПа;
Для шестерни первой ступени:
МПа;
МПа.
МПа.
Допускаемые напряжения изгиба
Для колёс:
МПа;
МПа.
Для шестерни второй ступени:
МПа;
МПа.
Для шестерни первой ступени:
МПа;
МПа.
МПа
Предварительный расчёт межосевого расстояния выполняем по формуле:

По рекомендации принимаем
.
По
графику
.
Определим
:
, где
-
приведенный модуль упругости;
,
-модули
упругости.
Подставив в формулу для межосевого расстояния и округлив до
значения стандартного ряда получаем
мм.
Находим ширину колеса
мм.
По
таблице принимаем
.
Находим модуль
![]()
мм.
Назначаем m = 2,5 мм.
Определим суммарное число зубьев:

Определим число зубьев шестерни:
![]()
Принимаем
.
Число
зубьев колеса:
.
Фактическое передаточное число:

Делительные диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
мм;
мм.
Выполняем проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям по формуле:

где
;
.
Подставив полученные значения, получим:

D = 6,35 % > [D] = 4 %,
мм.
мм.
В соответствии с рядом стандартных модулей оставляем модуль, равный 2,5 мм.
Окончательно d1 = 70 мм, d2 = 180 мм, bw = 44 мм.
Выполняем проверочный расчёт по напряжениям изгиба:

По графику при х = 0:
-
для шестерни:
;
-
для колеса:
.
Расчёт
выполняем по тому из колёс пары, у которого меньше отношение
.
-
для шестерни 
-
для колеса
.
Расчёт ведём по колесу.
По
графику
.
При этом
.
Далее
кН.
Подставив полученные значения в исходную формулу, получим:
.
Выполняем проверочный расчёт на заданную перегрузку:

![]()

.
Условия прочности соблюдаются.
Предварительный расчёт межосевого расстояния выполняем по формуле:

По рекомендации принимаем
.
По
графику
.
Определим
:
, где
-
приведенный модуль упругости;
,
-модули
упругости.
Подставив в формулу для межосевого расстояния и округлив до
значения стандартного ряда получаем
мм.
Находим ширину колеса
мм.
По
таблице принимаем
.
Находим модуль
![]()
мм.
Назначаем m = 2 мм.
Определим суммарное число зубьев:
![]()
Определим число зубьев шестерни:
![]()
Принимаем
.
Число
зубьев колеса:
.
Фактическое передаточное число:

Делительные диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
мм;
мм.
Выполняем проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям по формуле:

где
;
.
Подставив полученные значения, получим:

D = 9,3 % > [D] = 4 %,
мм.
мм.
В соответствии с рядом стандартных модулей принимаем модуль, равный 1,5 мм.
Окончательно d1 = 43,5 мм, d2 = 147 мм, bw = 31 мм.
Выполняем проверочный расчёт по напряжениям изгиба:

По графику при х = 0:
-
для шестерни:
;
-
для колеса:
.
Расчёт
выполняем по тому из колёс пары, у которого меньше отношение
.
-
для шестерни 
-
для колеса
.
Расчёт ведём по колесу.
По
графику
.
При этом
.
Далее
кН.
Подставив полученные значения в исходную формулу, получим:
.
Выполняем проверочный расчёт на заданную перегрузку:

![]()

.
Условия прочности соблюдаются.
Определяем диаметр малого шкива

По ГОСТ 17383-73 выбираем размер малого шкива D1=160мм.
Определяем диаметр большого шкива
![]()
По ГОСТу диаметр шкива: D2=560мм.
Определяем межосевое расстояние а и длину ремня l.
Предварительно назначаем а’=560 мм.
![]()
Принимаем lp = 2500 мм, h = 8 мм, b0 = 13 мм, bp = 11 мм, A = 81 10-6 м2, q = 0,1 кг/м.
Определим межосевое расстояние

Проверяем найденное значение по рекомендации
![]()
Определяем угол обхвата α
![]()
Мощность, передаваемая одним ремнём
кВт.
Число ремней

Окружная скорость передачи
![]()
Эта скорость находится в пределах, рекомендуемых для среднескоростных передач (v≤ 25м/с).
Сила предварительного натяжения одного ремня
Н.
Равнодействующая нагрузка на вал
Н
Ресурс наработки
ч.
6 Расчет валов
Выполняем проектный расчет
валов и их опор двухступенчатого цилиндрического редуктора с косозубой
быстроходной ступенью. Материал валов – сталь 45, улучшенная, ![]()
Срок
службы – 4000 ч, нагрузка переменная.
Вал 1:
Н×м;
об/мин;
мм;
Вал 2:
Н×м;
об/мин;
мм;
мм;
Вал 3:
Н×м;
об/мин;
мм;
(
-
диаметры шестерен,
-
диаметры колес).
Определяем силы, действующие в зацеплении редуктора с прямозубой и косозубой ступенями (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема нагружения валов редуктора и силы, действующие в косозубом и прямозубом цилиндрических зацеплениях
Косозубая
пара: ![]()
![]()
Прямозубая
пара:![]()

Рассчитываем ведущий вал (рисунок 2)
Строим расчётную схему сил,
действующих на вал 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях,
.
Рисунок 2 – Расчетная схема сил, действующих на вал 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях а) опорные реакции в вертикальной плоскости
![]()

,

Проверка:
![]()
б) опорные реакции в горизонтальной плоскости
![]()

![]()

Проверка:
![]()
Изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскостях
![]()
![]()
Для получения общей эпюры изгибающих моментов суммируем две полученные эпюры
![]()
Для подбора подшипников качения определяем суммарные опорные реакции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.