ЗАДАНИЕ
Задание 10. Спроектировать привод к центральному валу ленточного конвейера по схеме
Мощность на валу N4 = 3,8 кВт, угловая скорость вращения вала об/мин.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя 4
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений 7
3 Расчет тихоходной прямозубой ступени редуктора 10
4 Расчет быстроходной косозубой ступени редуктора 13
5 Расчет клиноременной передачи 14
7 Подбор подшипников и выбор шпонок 26
8 Выбор муфт 28
9 Выбор смазки 29
10 Выбор посадок деталей 30
11 Порядок сборки редуктора 31
Литература 32
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя
Определяем потребную мощность электродвигателя для всего привода.
Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле:
кВт, где – общий КПД привода;
.
где – КПД клиноременной передачи ();
– КПД зубчатой цилиндрической косозубой передачи в масляной ванне ();
– КПД зубчатой цилиндрической прямозубой пары ().
По таблице П26 [4] выбираем трехфазный асинхронный короткозамкнутый электродвигатель серии 4A100L2У3: кВт; об/мин.
Определяем общее передаточное число привода:
;
По таблице 4.1 [1] принимаем передаточные отношения: клиноременной передачи Тогда
об/мин;
;
;
.
Определяем частоты вращения валов привода:
об/мин;
об/мин;
об/мин;
об/мин.
Определяем мощности на валах привода:
кВт;
кВт;
кВт;
кВт.
Определяем крутящие моменты на валах:
;
;
;
.
Определяем ориентировочно диаметры всех валов привода:
м или мм;
м или мм;
м или мм;
м или мм.
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Принимаем:
- для колёс – НВ 230..260, σв = 850 МПа; σт = 550 МПа;
- для шестерни второй ступени – НВ 260..280, σв = 950 МПа; σт = 700 МПа;
- для шестерни первой ступени: HRC 50..59, σв = 1000 МПа; σт = 800 МПа.
Срок службы привода равен 4000 часов.
Допускаемые контактные напряжения.
Для колёс:МПа; МПа.
Для шестерни второй ступени: МПа; МПа;
Для шестерни первой ступени: МПа; МПа.
МПа.
Допускаемые напряжения изгиба
Для колёс:МПа; МПа.
Для шестерни второй ступени: МПа; МПа.
Для шестерни первой ступени: МПа; МПа.
МПа
Предварительный расчёт межосевого расстояния выполняем по формуле:
По рекомендации принимаем .
По графику .
Определим :
, где - приведенный модуль упругости;
,-модули упругости.
Подставив в формулу для межосевого расстояния и округлив до значения стандартного ряда получаем мм.
Находим ширину колеса
мм.
По таблице принимаем . Находим модуль
мм.
Назначаем m = 2,5 мм.
Определим суммарное число зубьев:
Определим число зубьев шестерни:
Принимаем .
Число зубьев колеса: .
Фактическое передаточное число:
Делительные диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
мм;
мм.
Выполняем проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям по формуле:
где ;
.
Подставив полученные значения, получим:
D = 6,35 % > [D] = 4 %,
мм.
мм.
В соответствии с рядом стандартных модулей оставляем модуль, равный 2,5 мм.
Окончательно d1 = 70 мм, d2 = 180 мм, bw = 44 мм.
Выполняем проверочный расчёт по напряжениям изгиба:
По графику при х = 0:
- для шестерни: ;
- для колеса: .
Расчёт выполняем по тому из колёс пары, у которого меньше отношение .
- для шестерни
- для колеса .
Расчёт ведём по колесу.
По графику . При этом .
Далее кН.
Подставив полученные значения в исходную формулу, получим:
.
Выполняем проверочный расчёт на заданную перегрузку:
.
Условия прочности соблюдаются.
Предварительный расчёт межосевого расстояния выполняем по формуле:
По рекомендации принимаем .
По графику .
Определим :
, где - приведенный модуль упругости;
,-модули упругости.
Подставив в формулу для межосевого расстояния и округлив до значения стандартного ряда получаем мм.
Находим ширину колеса
мм.
По таблице принимаем . Находим модуль
мм.
Назначаем m = 2 мм.
Определим суммарное число зубьев:
Определим число зубьев шестерни:
Принимаем .
Число зубьев колеса: .
Фактическое передаточное число:
Делительные диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
мм;
мм.
Выполняем проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям по формуле:
где ;
.
Подставив полученные значения, получим:
D = 9,3 % > [D] = 4 %,
мм.
мм.
В соответствии с рядом стандартных модулей принимаем модуль, равный 1,5 мм.
Окончательно d1 = 43,5 мм, d2 = 147 мм, bw = 31 мм.
Выполняем проверочный расчёт по напряжениям изгиба:
По графику при х = 0:
- для шестерни: ;
- для колеса: .
Расчёт выполняем по тому из колёс пары, у которого меньше отношение .
- для шестерни
- для колеса .
Расчёт ведём по колесу.
По графику . При этом .
Далее кН.
Подставив полученные значения в исходную формулу, получим:
.
Выполняем проверочный расчёт на заданную перегрузку:
.
Условия прочности соблюдаются.
Определяем диаметр малого шкива
По ГОСТ 17383-73 выбираем размер малого шкива D1=160мм.
Определяем диаметр большого шкива
По ГОСТу диаметр шкива: D2=560мм.
Определяем межосевое расстояние а и длину ремня l.
Предварительно назначаем а’=560 мм.
Принимаем lp = 2500 мм, h = 8 мм, b0 = 13 мм, bp = 11 мм, A = 81 10-6 м2, q = 0,1 кг/м.
Определим межосевое расстояние
Проверяем найденное значение по рекомендации
Определяем угол обхвата α
Мощность, передаваемая одним ремнём
кВт.
Число ремней
Окружная скорость передачи
Эта скорость находится в пределах, рекомендуемых для среднескоростных передач (v≤ 25м/с).
Сила предварительного натяжения одного ремня
Н.
Равнодействующая нагрузка на вал
Н
Ресурс наработки
ч.
6 Расчет валов
Выполняем проектный расчет валов и их опор двухступенчатого цилиндрического редуктора с косозубой быстроходной ступенью. Материал валов – сталь 45, улучшенная, Срок службы – 4000 ч, нагрузка переменная.
Вал 1: Н×м; об/мин; мм;
Вал 2: Н×м; об/мин; мм; мм;
Вал 3: Н×м; об/мин; мм;
( - диаметры шестерен, - диаметры колес).
Определяем силы, действующие в зацеплении редуктора с прямозубой и косозубой ступенями (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема нагружения валов редуктора и силы, действующие в косозубом и прямозубом цилиндрических зацеплениях
Косозубая пара:
Прямозубая пара:
Рассчитываем ведущий вал (рисунок 2)
Строим расчётную схему сил, действующих на вал 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях, .
Рисунок 2 – Расчетная схема сил, действующих на вал 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях а) опорные реакции в вертикальной плоскости
,
Проверка:
б) опорные реакции в горизонтальной плоскости
Проверка:
Изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Для получения общей эпюры изгибающих моментов суммируем две полученные эпюры
Для подбора подшипников качения определяем суммарные опорные реакции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.