Микроэкономика. Основы теории спроса и предложения. Спрос. Эластичность спроса, цена спроса. Воздействие неценовых факторов на динамику спроса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Коэффициент эластичности предложения по цене Es показывает на сколько % изменится величина предложения товаров при изменении цены единицы товара на 1% и рассчитывается как отношение процентного изменения величины предлагаемой продукции к % изменения в цене:

                                                                 (7.6)

Эластичность предложения по цене существенно зависит от фактора времени. Выделяют три возможных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный.

Мгновенный период характерен тем, что реализация подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.

В этом случае кривая предложения S1 вертикальная и показывает, что предложение в данном временном периоде абсолютно неэластично (Es=0).

В краткосрочном периоде производитель в состоянии (ему позволяет время) отреагировать на изменение рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объём предложения, но ему удаётся это сделать лишь путём изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов и т.д.).

Рисунок 7.3 – Кривые предложения в различных периодах

Повлиять же на производственные мощности он не может. Кривая предложения в этом периоде S2 будет постепенно отклонятся от вертикального положения и двигаться в направлении, определенным законом предложения. Эластичность предложения становится положительной (Es>0).

Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, произвести перестройку производства, обновить оборудование. Кривая предложения S3 принимает более пологое положение. Эластичность предложения достигает максимальной величины. Отсюда видно, что предложение становится более эластичным с удлинением временных интервалах в пределах которых рассматривается его динамика.

Сдвиг кривой предложения вызывает следующие неценовые факторы:

1)  Цены на ресурсы. При росте цены на ресурсы, растут издержки фирмы, увеличивается цена на товары, что приводит к сокращению предложения (так как они становятся менее конкурентоспособными);

2)  Применяемые технологии. Их совершенствование приводит к снижению издержек и следовательно к увеличению объёма предложения;

3)  Динамика цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Рост цены на один товар приводит к увеличению предложения другого;

4)  Налоги и субсидии. Рост налогов ведёт к увеличению издержек, следовательно предложение падает, а субсидии ведёт к уменьшению издержек, следовательно предложение растёт;

5)  Численность производителей. Её увеличение приводит к увеличению предложения и наоборот.

7.3 Понятие рыночного равновесия, равновесная цена.

Рыночный спрос и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее устанавливается некоторая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны. Рассмотрим это на графическом примере.

Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает, что только при таком соотношении цены и объёма реализуемой продукции продавцы и покупатели хотят продавать и покупать одинаковое количество данного товара и по одинаковой цене. Спрос и предложение в такой ситуации находятся в состоянии равновесия, поэтому цену P1 называют ценой равновесия, а объём производства

     Рисунок 7.4 – Равновесная цена

Q1равновесным объёмом производства. В точке E рыночный спрос равен рыночному предложению. Производителям невыгодно дальнейшее расширение производства, так как товар не найдёт спроса; покупатели не станут рассчитывать на снижение цены единицы товара, так как такое снижение противоречит интересам продавцов.

Равновесная цена изменяется с течением времени. Различают мгновенное, кратко- и долгосрочное равновесие.

Мгновенное равновесие будет когда при неизменяющемся предложении спрос в силу каких-то причин быстро возрастает. Равновесная цена при этом сильно повышается.

Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается (это может быть при увеличении спроса). Равновесная цена в этом случае будет ниже той, которая была при мгновенном равновесии.

Когда же объём предложения начинает увеличиваться за счёт увеличения числа производителей, устанавливается долгосрочное равновесие. Расширение объёма производства и другие положительные факторы приводят к снижению издержек, равновесная цена снижается. Такое равновесие называют ещё нормальным.

Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Первое имеет место, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; второе, когда не восстанавливается на протяжении длительного периода. Например, ситуация с хроническим товарным дефицитом, неудовлетворён

Похожие материалы

Информация о работе