наддува дизеля
По заданным значениям расчетной силы тяги и скорости тепловоза на расчетном подъеме определяем величину касательной мощности тепловоза, кВт,
Nк = FкрVр/3,6, (1)
где Fкр – расчетное значение силы тяги тепловоза, кН;
Vр – скорость тепловоза на расчетном подъеме, км/ч.
Nк = 245·12/3,6 = 816,66 кВт.
Требуемую эффективную мощность дизеля определим по формуле
Ne = Nк / (ηперηвсп), (2)
где ηпер – КПД передачи тепловоза,ηпер = 0,83 [1];
ηвсп – коэффициент, учитывающий затраты мощности на вспомогательные нужды тепловоза, ηвсп = 0,94 [1];
Ne = 816,66/(0,83·0,94) = 1046 кВт.
Требуемое давление наддувочного воздуха ps, МПа, определим по параметрам дизеля – образца из пропорции
(3)
где – эффективная мощность дизеля – образца, = 880 кВт [2];
– давление наддува дизеля – образца, = 0,162 МПа [2];
МПа.
1.1 Выбор схемы воздухоснабжения дизеля
По найденной величине давления наддувочного воздуха выбираем схему воздухоснабжения дизеля. Принимаем одноступенчатый наддув с охлаждением воздуха.
Степень повышения давления определим по формуле
pк= ps/pо, (4)
где pо – давление атмосферного воздуха, pо = 0,102 МПа [1];
pК = 0,193/0,102 = 1,89.
Температура воздуха Т1 на выходе из турбокомпрессора определяем из выражения
, (5)
где – КПД турбокомпрессора, hк = 0,76 [1];
к – показатель адиабаты сжатия, к = 1,4 [1];
Температура воздуха Тs на входе в дизель после охлаждения
Тs = Т1-hх(Т1-Тw), (6)
где hх – коэффициент эффективности охладителя, hх = 0,71[1];
Тw – температура теплоносителя, Тw = 330 К [1];
Тs = 371 – 0,71(371 – 330) = 337 К.
Схема воздухоснабжения дизеля представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Оноступенчатая схема воздухоснабжения дизеля
1 – фильтр; 2 – компрессор; 3 – охладитель наддувочного воздуха; 4 – воздушный ресивер; 5 – поршневая часть дизеля; 6 – выпускной коллектор;
7 – турбина; 8 – глушитель.
2 Определение основных параметров рабочего процесса
дизеля и построение индикаторной диаграммы
2.1 Процесс наполнения цилиндра
Рабочий объем цилиндра Vh определяем из выражения
Vh = pDц2S/4, (7)
где Dц – диаметр цилиндра, Dц = 0,318 м [3];
S – ход поршня, S = 0,33 м [3];
Vh = 3,14·0,3182·0,26 /4 = 0,0262 м3.
Объем камеры сжатия Vc находим из выражения
Vc = Vh/(e – 1), (8)
где e – степень сжатия двигателя, e = 11,5;
Vc = 0,0262 /(11,5 – 1) = 0,0025 м3.
Максимальный объем цилиндра Vа составляет
Vа = Vв = Vс+Vh; (9)
Vа = Vв = 0,0025 + 0,0262 = 0,029 м3.
Давление в начале сжатия определим по формуле
ра = (0,9…0,96)рs; (10)
ра =0,93 рs =0,96·0,193 = 0,18 МПа.
Температуру рабочего тела в начале сжатия вычислим по формуле
Та = (Тs+DТ+gТr)/(1+g), (11)
где g – коэффициент остаточных газов, g = 0,02 [2];
Тr – температура выпускных газов, Тr = 850 К [1];
DТ – суммарное повышение температуры воздуха в период наполнения, на основе опытных данных DТ = 10 К [1];
Та = (337+10+0,02·850)/(1+0,02) = 357 К.
Коэффициент наполнения определяем из выражения
(12)
2.2 Процессы сжатия и горения
Давление и температуру в конце сжатия определим из выражений
(13)
где n1 – средний показатель политропы сжатия, n1 = 1,36 [1];
рс = 0,18·11,51,36 = 5,12 МПа;
Тс = 357·11,51,36-1 = 861 К,
tc = 861 – 273 = 588 0С .
Параметры конца сгорания (точка z) характеризуются давлением pz и температурой Тz. Для определения Тz находим некоторые характерные величины, относящиеся к процессу сгорания.
Химический коэффициент молекулярного изменения определяется по зависимости
mо = 1+(1/aLo)(Н/4+О/32), (14)
где Н, О – массовые доли водорода и кислорода в топливе. Для дизельного топлива принимаем следующий состав в долях массы: углерода С = 0,86; водорода Н = 0,135; кислорода О = 0,005 [1];
Lо – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива. Lо = Lo/28,95 = 0,5 кмоль/кг [1];
Lo – теоретически необходимое (стехиометрическое) количество воздуха для сгорония 1 кг топлива. Lo´ = 14,5 кг/кг [1].
mо = 1+(1/2,2·0,5)(0,135/4+0,005/32) = 1,03.
Действительный коэффициент молекулярного изменения определяем из соотношения:
m = (mо+g)/(1+g); (15)
m = (1,03+0,02)/(1+0,02) = 1,029.
Степень повышения давления в цилиндре определим по формуле
lz = pz/pc; (16)
lz = 6,8/5,12= 1,33.
Температуру рабочего тела в точке Z индикаторной диаграммы определим из уравнения сгорания. При решении данного уравнения, для удобства, значения температур tс , tz представляем в градусах Цельсия.
(17)
где mгСpmz – средняя молярная теплоемкость при постоянном давлении для продуктов сгорания, кДж/(кмоль·К);
mCvmc – средняя молярная теплоемкость при постоянном объеме, кДж/(кмоль·К);
Нu – низшая теплота сгорания топлива, Нu = 42500 кДж/кг [2];
x – коэффициент эффективного выделения теплоты до точки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.