Исходные данные
Эффективная мощность |
2200 кВт |
Нагрузка на одну колесную пару |
260 кН |
Диаметр колес |
1,25 м |
Конструкционная скорость |
120 км/ч |
Радиус кривой |
600 м |
Возвышение наружного рельса |
120 мм |
Номер расчетной схемы |
Рисунок 11 |
Тепловоз образец |
2ТЭ116 |
Схема рессорного подвешивания |
Рисунок 6 |
Тип гасителя |
Фрикционный гаситель |
Расчетная скорость |
24 км/ч |
1. Расчет технико-экономических показателей
Проектного тепловоза
1.1 Расчет параметров тягового редуктора
Передаточное число представляет собой отношение крут0ящего момента на ободе колеса к моменту на валу ТЭД, определяемое при длительном режиме работы колесно-моторного блока по формуле:
, (1)
где ngmax – максимально допустимая частота вращения якоря
ТЭД, ngmax =2200 об/мин,
Dк – диаметр колеса, Dк= 1,25м,
Vк – конструкционная скорость, Vк =120км/ч..
Окончательное значение передаточного числа устанавливается с учетом принятой длины централи
, (2)
где А – длина централи, А=468,8 мм;
m – модуль зубчатого зацепления, m=10;
z1, z2 – числа зубьев ведущей и ведомой шестерен.
определим z1, z2 решая соответственно систему уравнений.
; (3)
; (4)
;
После решения уравнений принимаем, .
.
Учитывая, что КМБ имеет габаритные ограничения, следует проверить возможность размещения в нижней части габарита ПС ведомого зубчатого колеса с кожухом по формуле
, (5)
где С – расстояние от торца зубьев ведомого колеса до нижней
поверхности кожуха, С=18 мм;
d2 – диаметр делительной окружности ведомого колеса, мм
(6)
;
т.к. условие, , выполняется, то поэтому оставляем количество зубьев прежним.
1.2 Расчет электротяговых характеристик колесно-
-моторного блока.
Определяем длительную мощность генератора
, (7)
где эффективная мощность дизеля, кВт;
КПД генератора, ;
коэффициент учитывающий затраты мощности на
вспомогательные нужды, определим из выражения:
(8)
гдемощность, затрачиваемая на привод вспомагатель-
агрегатов, кВт и составляет 8 -10% от эффективной мощности
Определяем длительные параметры тягового генератора по формуле
(9)
где максимальное напряжение генератора, В;
относительное значение максимального напряжения.
Для определения находим относительные значения максимальной скорости движения тепловоза, при которой используется полная мощность дизеля,
(10)
где максимальная скорость движения;
длительная скорость.
После определения по универсальной характеристике ТЭД, для максимального значения ослабления поля находим значение при котором используется полная мощность дизеля. Для полученного значения по универсальной характеристике генератора определяем =1,83. Для определения длительного значения напряжения генератора полученное значение подставляем в формулу (9).
Длительный ток генератора, А.
(11)
Находим длительную мощность ТЭД, кВт,
(12)
где количество тяговых электродвигателей.
Длительная сила тяги одного КМБ, кН,
, (13)
где КПД электродвигателя при длительном режиме и равного .
Длительный вращающий момент ТЭД, ,
, (14)
где КПД зубчатой передачи тягового редуктора равного, .
Длительная частота вращения двигателя, ,
(15)
Длительное значение тока нагрузки ТЭД при параллельном соединении ТЭД
(16)
.
Рисунок 1.1 – Электротяговые характеристики КБМ тепловоза
1.3 Расчет тяговой характеристики тепловоза
Тяговой характеристикой тепловоза называют графическую зависимость касательной силы тяги от скорости движения при заданной мощности силовой установки.
Тяговую характеристику тепловоза с электрической передачей мощности от силовой установки к движущим колесам рассчитаем с использованием электротяговых характеристик КМБ.
Для этого задаемся рядом значений тока нагрузки и по кривым определяем значение касательной силы тяги и скорости движения, соответствующие принятому значению тока нагрузки. Расчет производим для всех трех режимов работы ТЭД.
Суммарное значение касательной силы тяги тепловоза определяем с учетом числа ТЭД , создающего тяговое усилие тепловоза,
(17)
Для определения скорости перехода ПП на ОП1 и ОП2 воспользуемся соотношениями
(18)
VпрПП-ОП1=43,5×=45,8 км/ч;
VпрОП1-ОП2=58,5×=61,4 км/ч.
Обратный переход ослабления поля происходит при скорости движения на меньше, чем при прямом переходе ослабления поля.
Расчет тяговой характеристики проектного тепловоза сведем в таблицу 2.
По результатам расчета строим характеристику проектного тепловоза рисунок 2. На тяговую характеристику наносим ограничение силы тяги по длительному току и по сцеплению.
Таблица 2 Тяговая характеристика тепловоза.
ПП |
ОП1 |
ОП2 |
||||||||||||
Iд |
Fд |
V |
k |
Fk |
Iд |
Fд |
V |
k |
Fk |
Iд |
Fд |
V |
k |
Fk |
А |
кН |
кмч |
- |
кН |
А |
кН |
кмч |
- |
кН |
А |
кН |
кмч |
- |
кН |
1030,7 |
88,45 |
12,09 |
6 |
530,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
901,9 |
68,8 |
15,54 |
6 |
412,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
773 |
56,35 |
19 |
6 |
338,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
644,2 |
43,24 |
24,67 |
6 |
259,44 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
484 |
25,6 |
42 |
6 |
153,6 |
563 |
25,6 |
42 |
6 |
153,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
357 |
18,4 |
59,6 |
6 |
110,4 |
644,2 |
32,76 |
32,57 |
6 |
196,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
515,4 |
22,96 |
46,46 |
6 |
137,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
338,8 |
15,89 |
67,16 |
6 |
95,34 |
20,9 |
51,5 |
6 |
125,4 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
515,4 |
16,74 |
63,73 |
6 |
100,4 |
|||||
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
338,8 |
8,65 |
123,4 |
6 |
51,9 |
Для наложения на тяговую характеристику ограничения по сцеплению воспользуемся основным законом локомотивной тяги .
Определяем силу сцепления колеса с рельсом, кН;
(19)
где сцепной вес локомотива,
расчетный коэффициент сцепления, кН.
(20)
Силу сцепления колеса с рельсом вычислим для скоростей движения: 0, 5, 10, 15, 20 км/ч. Результаты расчетов сведем в таблицу 3.
Таблица 3 Определение кривой ограничения по сцеплению.
0 |
0,30 |
468 |
5 |
0,27 |
424 |
10 |
0,25 |
392 |
15 |
0,24 |
368 |
20 |
0,22 |
348 |
Рисунок 1.2 – Тяговая характеристика тепловоза
Определим КПД по формуле
hт=, ( 23)
где Рк – касательная мощность тепловоза, кВт;
Вч – часовой расход топлива, кг/ч;
Qрн – удельная теплота сгорания топлива, кДж/кг; Qрн=42745 кДж/кг.
Рк=; (24)
Часовой расход определим по формуле
Вч=g×Ne; (25)
где gе – удельный расход топлива, кг/кВт×ч, gе=0,21 кг/кВт×ч
Вч=0,21×2200=462 кг/час.
КПД передачи
. (26)
Результаты расчетов сводим в таблицу 4 и по ним строим экономические характеристики (рисунок 3).
Таблица 4 - Результаты расчетов экономических характеристики
ПП |
ОП1 |
ОП2 |
||||||||||||
V |
Fk |
Pk |
ηпер |
ηт |
V |
Fk |
Pk |
ηпер |
ηт |
V |
Fk |
Pk |
ηпер |
ηт |
км/ч |
кН |
кВт |
% |
% |
км/ч |
кН |
кВт |
% |
% |
км/ч |
кН |
кВт |
% |
% |
0 |
467,7 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
424,1 |
589 |
0,297 |
0,10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
392,1 |
1089 |
0,55 |
0,19 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
367,6 |
1532 |
0,774 |
0,26 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
348,3 |
1935 |
0,9 |
0,33 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
338,1 |
1784 |
0,901 |
0,31 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24,67 |
259,4 |
1778 |
0,898 |
0,30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
42 |
153,6 |
1792 |
0,905 |
0,31 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
42 |
153,6 |
1792 |
0,905 |
0,306 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
- |
- |
- |
- |
- |
32,57 |
196,6 |
1778 |
0,898 |
0,304 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
46,46 |
137,8 |
1778 |
0,898 |
0,304 |
51,5 |
125,4 |
1794 |
0,906 |
0,307 |
- |
- |
- |
- |
- |
67,16 |
95,34 |
1779 |
0,898 |
0,304 |
63,73 |
100,4 |
1778 |
0,898 |
0,304 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
123,4 |
51,9 |
1778 |
0,898 |
0,304 |
По данным таблицы 4 построим график зависимость экономических
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.