ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Эффективная мощность Ре, кВт |
2200 |
|
Нагрузка на одну колёсную пару 2П, кН |
240 |
|
Диаметр колёс Dк, м |
1,05 |
|
Конструкционная скорость Vконстр, км/ч |
105 |
|
Радиус кривой Rg, м |
450 |
|
Возвышение наружного рельса h, мм |
105 |
|
Тепловоз-образец |
2ТЭ10Л |
|
Тип гасителя |
Рессора |
|
Расчётная скорость движения Vр, км/ч |
25 |
|
Разрабатываемый узел - |
Опорно-возвращающее устройство и шкворневый узел тепловоза 2ТЭ10В, 2ТЭ116 |
|
1. РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТНОГО ТЕПЛОВОЗА
1.1 Расчет параметров тягового редуктора
Крутящий момент с вала тягового электродвигателя на колесную пару передается через зубчатый одноступенчатый цилиндрический редуктор.
Основным параметром, оказывающим влияние на тяговые свойства колесно-моторного блока в целом, является передаточное число зубчатой передачи этого редуктора.
|
(1) |
где |
ng max– |
максимально допустимая частота вращения якоря ТЭД, принимаем ng max=2200–2300 об/мин; |
Dk – |
диаметр колеса, м; |
|
Vкон – |
конструкционная скорость движения тепловоза, км/ч. |
|
Окончательное значение передаточного числа устанавливается с учетом принятой длины централи А, которая показывает расстояние между осями ТЭД и колесной пары:
|
(2) |
где |
z1, z2– |
число зубьев ведущей и ведомой шестерен; |
A – |
длина централи, мм; |
|
m – |
модуль зубчатого зацепления. |
Длина централи принимаем равной 468, 8 мм.
Для тепловозных тяговых передач модуль зубчатого зацепления, представляющий собой отношение диаметра длительной окружности к числу зубьев шестерни, принимаем m = 10.
Число зубьев ведущей шестерни и ведомого зубчатого колеса z1определяется из совместного решения двух уравнений:
|
(3) |
|
|
|
Принимаем z1=18, z2=76
После уточнения чисел зубьев окончательно устанавливается передаточное число i2.
|
Учитывая, что КМБ имеет габаритные ограничения, следует проверить возможность размещения в нижней части габарита подвижного состава ведомого зубчатого колеса с кожухом по формуле
|
(4) |
где |
С – |
расстояние от торца зубьев ведомого колеса до нижней поверхности кожуха, принимаем С = 18 – 25 мм [1]; |
||
d2 – |
диаметр делительной окружности ведомого колеса, мм. |
|||
|
(5) |
|||
|
|
|
1.2 Расчет электромеханических и электротяговых характеристик колесно-моторного блока (КМБ)
Электротяговыми
характеристиками КМБ называют зависимости касательной силы тяги, развиваемой
тяговым электродвигателем на ободе колеса, и скорости движения тепловоза от
величины тока нагрузки: ,
Для расчета электротяговых характеристик
используются величины передаточного отношения тягового редуктора и электромеханические
характеристики тягового электродвигателя, которые представляют зависимости
крутящего момента и частоты вращения якоря ЭТД от тока нагрузки: ,
Электромеханические характеристики тягового электродвигателя могут быть получены расчетным путем с использованием универсальных характеристик тяговых машин: генератора рис. 1 [1] и тягового электродвигателя рис. 2 [1].
Для построения внешней характеристики генератора, без которой нельзя построить электромеханические характеристики ТЭД, поступаем следующим образом.
Находим длительную мощность генератора
|
(6) |
|||
где |
|
эффективная мощность дизеля, кВт; |
||
|
коэффициент, учитывающий затраты мощности на вспомогательные нужды; |
|||
|
КПД генератора, принимаем |
|||
Коэффициент определим из выражения
|
(7) |
|||
где |
|
мощность, затрачиваемая на привод вспомогательных агрегатов, кВт. |
||
Приближенно
затраты мощности на привод вспомогательных агрегатов составляют 8-10 % от
эффективной мощности, т.е.
|
|
|
Определяем длительные параметры тягового генератора
|
(8) |
где |
|
максимальное напряжение генератора, В, принимаем в пределах 700 – 950 В [1]; |
|
относительное значение максимального напряжения. |
Для
определения находим относительные значения максимальной
скорости движения тепловоза, при которой используется полная мощность дизеля,
|
(9) |
где |
|
максимальная скорость движения, км/ч; |
|
длительная (расчетная) скорость, км/ч. |
|
После определения по универсальной
характеристике ТЭД рис.2 [1] для значения
по кривой
, что полагая, что
, для максимального значения
ослабления магнитного поля (
= 0,38) находим
значение
при котором используется полная
мощность дизеля. Для полученного значения
по
универсальной характеристике генератора рис. 1 [1] определим
.
Ha графике рис. 2 [1] по кривой
(для
= 0,38) находим
=0,57. По рис. 1 [1] для
= 0,57 имеем
.
Подставив
полученное значение в выражение (8), находим
длительное значение напряжения генератора.
|
Длительный ток генератора
|
(10) |
|
Действительную
внешнюю характеристику генератора при известных длительных значениях и
получим
путем пересчета безразмерной универсальной характеристики рис. 1 [1].
Задаваясь
значениями –0,6; 0,8; 1; 1,2; 1,4; 1,6 по рис.1
[1] определяем текущие значения
и
по формулам
|
(11) |
где |
|
относительные значения напряжения и тока. |
Расчет сведём в таблицу 1.
Таблица 1
|
|
|
|
0,6 |
1,67 |
2496 |
763,19 |
0,8 |
1,3 |
3328 |
594,1 |
1 |
1 |
4160 |
457 |
1,2 |
0,84 |
4992 |
383,88 |
1,4 |
0,7 |
5824 |
319,9 |
1,6 |
0,62 |
6656 |
283,34 |
Определяем длительную мощность ТЭД.
|
(12) |
где |
К – |
количество тяговых электродвигателей. |
|
Длительная сила тяги одного КМБ
|
(13) |
где |
|
КПД электродвигателя
при длительном режиме. Принимаем |
|
Длительный вращающий момент ТЭД
|
(14) |
где |
|
диаметр движущих колес, м; |
||
|
КПД зубчатой передачи
тягового редуктора. Принимаем |
|||
|
передаточное отношение КМБ. |
|||
|
||||
Длительная частота вращения ТЭД
|
(15) |
где |
|
максимальная частота вращения ТЭД. |
|
Длительное значение тока нагрузки ТЭД проектного тепловоза при параллельном соединении ТЭД
|
(16) |
где |
К – |
число ТЭД (при параллельном соединении) или число параллельных групп. |
|
Электромеханические характеристики ТЭД тепловоза определяются из соотношений:
|
(17) |
Значениями Igследует задаваться: 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 1,6. Для каждого значения Igпо универсальным характеристикам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.