1. силы, действующие на поезд.
Поезд представляет систему материальных тел, обладающих упругими и жесткими связями. Материальными телами являются вагоны и локомотивы, упругими связями — междувагонные сцепления, а жесткими — рельсы (без учета их упругости).
Все силы, действующие на материальную систему, делятся на внешние и внутренние. Внешними силами называются такие действие которых исходит от тел, не входящих в рассматриваемую систему, а внутренними — силы, действующие на отдельные точки внутри данной материальной системы (или силы взаимодействия между отдельными элементами системы). В поезде внешними по отношению к нему силами будут притяжение земли (вес езда), реакции, действующие от рельсов, и воздействие среды, ё, которой движется поезд, в данном случае воздуха, внутренними же силами будут взаимодействия между отдельными вагонами.
Тогда все действующие на поезд внешние силы можно свести в три группы:
а) силы, передающиеся от локомотива, т. е. сила тяги F;
б) силы, оказывающие сопротивление движению подвижного состава (естественные) W;
в) тормозные силы (искусственное сопротивление) В. Указанные силы действуют в поезде не одновременно, а в одной из следующих комбинаций: силы тяги и силы естественного сопротивления; только силы естественного сопротивления; тормозные силы и силы сопротивления. Равнодействующая одновременно действующих на поезд сил, взятая в направлении его движения, определяет характер и количественные факторы движения.
2. Уравнение движения поезда.
Движение поезда происходит по участку с разнообразным профилем пути, для построения диаграмм ускоряющих сил и анализа по ним характера движения поезда достаточно рассчитать действующие силы для случая движения поезда по прямому горизонтальному пути. Процесс движения поезда по участку характеризуется тремя режимами работы локомотива: тяга, выбег (холостой ход) и торможение
Режим тяги.Применительно к электровозу и тепловозу с электрической передачей режим тяги соответствует движению под током (у паровоза с открытым регулятором). В этом случае движение происходит с работающими тяговыми электродвигателями (паровой машиной) локомотива, и на поезд действуют сила тяги локомотива FKи сила основного сопротивления W0. Равнодействующая этих сил Rопределяется величиной
Режим выбега — движение без тока (с закрытым регулятором). В этом случае движение происходит с выключенными тяговыми электродвигателями (паровой машиной) локомотива, и на поезд действует основное сопротивление Wox. Равнодействующая сила Rопределяется величиной
![]()
Режим торможения. На поезд действуют сила основного сопротивления Woxи тормозная сила Вт. Равнодействующая этих сил Rопределяется величиной
Характер движения поезда определяется величиной и направлением равнодействующей силы. Если равнодействующая сила R
![]()
равна нулю, to имеет место равномерное движение поезда (или стоянка), если больше нуля, — движение ускоренное, если меньше нуля, — движение замедленное.
3. Методы интегрирования уравнения движения
Поезда
Аналитическое интегрирование уравнения движения поезда. Интегрирование уравнения движения поезда позволяет найти зависимость между скоростью и, временем tи пройденным расстоянием s.
Разделив переменные в уравнении движения, получим
![]()
Интегрируя обе части этого уравнения в пределах изменения :корости от Vnдо vn +., найдем время
![]()
![]()

Для интегрирования уравнений (174) и (176) необходимо иметь характеристики удельных ускоряющих сил для режимов тяги, холостого хода и торможения с учетом профиля пути. Обычно зависимости силы тяги локомотива от скорости даны графически в виде кривых Fк = f(v), силы основного сопротивления движению подвижного состава W0 — f1(v), тормозные Вт = f2(v) и др. рассчитываются в основном по эмпирическим формулам.
Графическое интегрирование уравнения движения поезда. Графические способы отличаются от аналитических тем, что значения скорости v, времени «дельта» t и пути «дельта» s не вычисляют, а определяют геометрическими построениями в виде отрезков в определенных масштабах. Все они основаны на приближенном интегрировании уравнения движения поезда.

Графические способы широко применяются в практике тяговых расчетов «вручную», так как они обеспечивают наглядность и значительно ускоряют процесс решения тяговых задач, в особенности за счет применения специальных шаблонов.
4. Методика расчёта и построения диаграммы удельных сил, действующих на поезд. Анализ характера движения поезда.
Для большей наглядности и лучшего уяснения взаимосвязи равнодействующих
сил и скорости движения удобно пользоваться диаграммой Fк— W0 = f (v) или в виде
удельных сил fк — w0 = «фи»(v), определяющей
величину равнодействующей для любой скорости движения на прямом и горизонтальном пути. Так как сила
сообщает поезду положительное
или отрицательное

ускорение, то часто она называется ускоряющей
силой, а диаграмма— диаграммой ускоряющих сил.![]()
На рис показаны совмещенные диаграммы силы тяги FKи силы основного сопротивления W0 в функции скорости v. Точка А пересечения линии
силы тяги с линией силы основного сопротивления определяет скорость vpравномерного движения
данного поезда на прямом и горизонтальном пути![]()
При скоростях, меньших
~ т. е. равнодействующая сила положительна, и поезд движется с ускорением, а при скоростях, больших
т. е. равнодействующая сила отрицательна, и поезд движется с замедлением. Определив для разных скоростей величину FK— W0и разделив результат
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.