Анализ технико-экономических показателей модернизированного тепловоза. Экологические характеристики тепловоза М62, страница 3


При эксплуатации модернизированного тепловоза 2М62 и тепловоза 2М62УК их валовые и массовые выбросы загрязняющих веществ существенно отличаются. Это связано с режимом эксплуатации тепловозов и установкой на модернизируемый тепловоз более экологически чистого дизеля.

При установке нового дизеля улучшились экологические показатели тепловоза и уменьшили расход экологического налога за ущерб, наносимый воздушному бассейну. На рисунках 8, 9 представлены зависимости выбросов вредных веществ (оксидов азота, оксидов углерода и сажи) от мощности тягового генератора дизелями 5-2Д49 и 14Д40 устанавливаемых на тепловозах М62. Данные выбросов токсических веществ для тепловоза М62 с дизелем 14Д40 были измерены сотрудниками НИЦ БелГУТа, для тепловоза с дизелем 5-2Д49 коломенским заводом [4].

Рисунок 10 – Зависимость выбросов оксидов азота и оксидов углерода от мощности тягового генератора дизелями 14Д40 и 5-2Д49

Рисунок 11 – Зависимость выбросов углеводородов и сажи от мощности тягового генератора дизелями 14Д40 и 5-2Д49

Налог за ущерб, наносимый воздушному бассейну, р./т,

,                                (34)

где kcн – коэффициент снижения платы за выброс, для передвижных источников kcн = 0,8 [21];

количество вредных веществ, выбрасываемых источником;

Пj – валовый выброс j - го вредного вещества в атмосферу;

pi ставка налога за выброс в атмосферу вещества i - го класса опасности, р./т; принимается в соответствии с очередным постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Значения pi действующие в настоящее время приведены в таблице 11.

При определении экологического налога учитываем выбросы тепловозами оксидов азота и оксида углерода, вследствие наибольшего их воздействия на атмосферу, и основного их содержания в отработавших газах.

Валовые выбросы диоксидов азота и диоксида углерода тепловоза М62 штатного исполнения определены в результате экспериментальных исследований выполненных научно- исследовательским центром экологической безопасности и энергосбережения на транспорте Белорусского государственного университета транспорта, для тепловозов Белорусской железной дороги [19]. Для модернизированного тепловоза выбросы загрязняющих веществ определены Коломенским заводом [4], таблица 11.

Таблица 11 – Выброс токсических веществ при сгорании 1 т топлива                   кг

Загрязняющее вещество

Класс опасности

Ставка налога pi тыс.р./т

Марка дизель-генератора

5-26ДГ

14Д40

Оксид углерода

4

109,44

12,3

105,0

Диоксид азота

2

666,22

58,2

43,6

Налог за ущерб, наносимый атмосфере от тепловоза М62 штатного исполнения, р./т,

Ф = 0,8(105,0·109,44 + 43,6·666,22) = 32430 р./т.

Налог за ущерб, наносимый атмосфере от модернизируемого тепловоза М62, р./т,

Ф = 0,8(12,3·109,44 + 58,2·666,22) = 32095 р./т.

Налог зависит от расхода тепловозами дизельного топлива. Для модернизированного тепловоза экономия топлива составляет 15 % [4].

Налог за ущерб, наносимый атмосфере от модернизируемого тепловоза с учетом экономии топлива, р.,

Ф = 32095·0,85 = 27281 р./т.

Ежегодно Белорусская железная дорога выплачивает за загрязнение атмосферы 3,45 млн. долларов. Выбросы от эксплуатации тепловозов составляют 90 %. Экономический эффект от замены дизелей 14Д40 на тепловозах М62 на дизели типа Д49 составит, р.,

Р = 7,64·109 kпр kМ62 Э,                   (35)

где kпр – количество выбросов приходящееся на эксплуатацию тепловозов, kпр = 90 % [19];

kМ62 – доля тепловозов М62 в эксплуатируемом парке Белорусской железной дороги, kМ62 = 28,6 %.

Э – экономия от налога за ущерб, %.

Экономия составляет,

.

Р = 3,45·106·0,90·0,286·0,16 = 14000 дол.