3 АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ТЕПЛОВОЗА
3.1 Результаты эксплуатационных испытаний
По мере продолжения эксплуатации тепловозы М62 с дизелем 14Д40 все меньше отвечают постоянно растущим требованиям по экономичности и экологической безопасности. Из-за ускорения износа, связанного со старением тепловозов, увеличиваются затраты финансовых средств, материальных ресурсов, труда и времени на техническое содержание и ремонт, а также эксплуатационные расходы вследствие большого потребления топлива по сравнению с тепловозами более поздней постройки. Так, при 20-летнем сроке службы расходы на топливо и смазочное масло, на техническое обслуживание и капитальный ремонт тепловоза возрастают в 2,5…3 раза, на 10…15 % увеличиваются простои тепловозов в депо на ремонте и, соответственно, возрастает потребный парк локомотивов для освоения заданного объема перевозок. Расчеты показывают, что продление срока службы магистральных тепловозов будет связано с увеличением расходов в локомотивном хозяйстве не менее чем в 1,34 раза [4].
Поэтому, целью модернизации является замена устаревшего дизеля надежным дизелем типа Д49, позволяющим повысить полезные качества модернизированного тягового подвижного средства (ТПС) и улучшить экономичность его эксплуатации при минимальной необходимости вмешательства в остальные конструкционные части ТПС и минимизировать затраты на осуществление модернизации.
В качестве примера целесообразности модернизации можно привести основные итоги эксплуатации тепловозов 2М62 работающих в грузовом движении в локомотивных депо Великие Луки и Волховстрой Октябрьской ж. д. с 1998 г.:
1) тепловоз 2М62 с дизелем 5-2Д49 в условиях депо В. Луки экономичнее в грузовом движении тепловозов 2М62 (14Д40) по удельному расходу топлива до 18 %, 2М62У (5-2Д49) в условиях депо Волховстрой - до 13 %;
2) относительный расход масла дизелем 5-2Д49 в 2...3 раза ниже аналогичного показателя дизелей 14Д40;
3) плановые технические обслуживания и текущие ремонты проводятся в соответствии с нормативами, но межремонтные пробеги увеличились: по ТО-3 в 1,5 раза и поТР-1 до 60 тыс. км;
4) эксплуатационная надежность характеризуется уменьшением количества неплановых ремонтов и составляет 2,6/106 км и вызвана неисправностями, носящими случайный характер;
5) тепловозы 2М62 с дизелем Д49 по расходу топлива в эксплуатации экономичнее тепловозов 2М62 с дизелем Д40 в среднем на 16,5 % при средней массе поезда 4500 т.
Реализованные в локомотивных депо Октябрьской железной дороги ресурсосберегающие схемы организации ТО и ТР модернизированных тепловозов 2М62К позволили уже в пределах выполненного ими пробега и проведенных ТО получить фактическую экономию финансовых и материальных ресурсов, составляющую порядка 20-50 % от затрат ресурсов на аналогичные ТО соответствующих серий тепловозов штатного исполнения (таблица 10).
Таблица 10 – Удельная суммарная нормативная трудоемкость ТО и ТР чел.ч/103 км.(секц)
Схема организации ТО и ТР |
Серия тепловоза |
|
2М62 |
2М62К |
|
Существующая |
20,2 |
– |
Предлагаемая |
– |
15,9 |
Немаловажно так же отметить, что модернизированный тепловоз М62 для работы в пригородном движении собранный по схеме Т+5В+Г способен вмещать на 7 % больше пассажиров, чем рижский дизель-поезд ДР1А. Также вагоны рижского дизель-поезда ДР1А полностью подходят для работы и с дизель-поездами серии ДДБ, что немаловажно при замене дизелей ДР1А на дизеля серии ДДБ[4].
3.2 Экологические характеристики тепловоза М62
В атмосферный воздух Республики Беларусь поступает несколько миллионов тонн вредных веществ. В связи с этим к подвижному составу железных дорог предъявляются определённые требования по обеспечению экологической безопасности в районах его эксплуатации. Эти требования формируются на основании природоохранных норм и правил и представляют собой параметрические характеристики, обязательные при изготовлении и эксплуатации подвижного состава. К основным параметрическим характеристикам локомотивов, ограничивающим их влияние на окружающую среду и здоровье людей, относят надёжность, предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработавших газах дизелей, предельно допустимые уровни шума и вибрации, уровни звуковых и световых сигналов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.