Необходимость создания сложной подсистемы управления часто обусловлена выпуском широкой номенклатуры технологически не связанной между собой продукции. Организационная структура управления на предприятии строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. Функциональная и предметная специализация и кооперация труда в той же мере присуща системе управления, как и производству.По признаку функционального разделения труда создаются отделы материально-технического снабжения предприятия, маркетинга и сбыта продукции, финансов, планирования, бухгалтерского учета и отчетности, управления техническим развитием производства. На крупных и диверсифицированных предприятиях создаются, помимо того, предметно-специализированные органы для управления производством отдельных видов продукции или управления специализированными цехами.Суть управления состоит в сборе, переработке, хранении и выдаче информации в виде программ, планов, распоряжений, нормативов, заданий, в которых содержится подробная информация о правах и обязанностях исполнителей, их задачах, необходимых технических, экономических и социальных ограничениях.Внутренняя структура органов управления носит в основном ступенчатый характер главным образом на крупных и средних предприятиях.Функция управления – круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть общей подсистемы. В управлении различают пообъектные функции:
- профессионально-отраслевые, которые основаны на профессиональном разделении труда и охватывают род деятельности персонала системы управления (планово-экономическая, учетно-статистическая, коммерческая, инженерно-технологическая, расчетно-аналитическая, оперативно-производственная, кадровая и другие функции); - структурно-пространственные, основанные на разделении обязанностей руководителей и специалистов по группам цехов, отделов (управление группой основных и вспомогательных цехов, руководство отдельными цехами, участками, бригадами).На предприятиях в одинаковой мере применяются оба вида функций органов управления. Они закрепляются за отдельными лицами или органами на основе устава предприятия и конкретных положений о деятельности данного лица или органа.
8 Организация управления цехом.
Цех – основное производственное звено предприятия, от работы которого полностью зависит успех или неудача работы всего предприятия. В конечном счете управление предприятием сводится к тому, чтобы в его цехах своевременно и качественно выполнялась работа, необходимая для ремонта или изготовления конечной продукции, поступающей на рынки сбыта. Для руководства цехами директор предприятия назначает начальников цехов и их заместителей, в задачу которых входит организация выполнения получаемых от руководителя предприятия производственно-технических заданий. Начальник цеха имеет заместителей, один из которых решает вопросы, связанные с организацией работы цеха, другой – вопросы подготовки производства цеха. По такому же принципу создаются функциональные подразделения цеха: планово-диспетчерское и технологическое бюро, служба механика и энергетика и др. Руководители участков (по должности это могут быть начальники участков, старшие мастера или мастера) осуществляют главным образом оперативное управление производством и персоналом на подведомственном участке: распределяют производственные задания по бригадам; организуют и контролируют ход выполнения заданий и др. Бригадиры получают задания от мастера и распределяют их среди рабочих бригады; организуют выполнение заданий, оказывая профессиональную помощь рабочим; помогают мастеру контролировать и удерживать на должном уровне производственную и трудовую дисциплину в бригаде. Предприятия могут входить в состав различных концернов, холдингов, ассоциированных и других объединений. В этом случае внутренняя структура предприятия может оставаться неизменной, но функции управления частично меняются (прежде всего в сторону ограничения прав).
9 Управление при высоких степенях концентрации и интенсивности ремонтного производства.
Тепловозоремонтные заводы ремонтируют сложные крупногабаритные изделия – ТПС и его сборочные единицы – в больших количествах при высоких требованиях к качеству ремонта. При таких условиях производства существенно возрастает роль управления, главная цель которого заключается в том, чтобы все без исключения звенья производства, а также входные и выходные потоки ТПС, сборочных единиц, деталей, запасных частей, сырья, материалов, энергии и т. д. действовали согласованно, четко, ритмично, так как малейшая задержка может привести и приводит к остановке всего производственного процесса, что неизбежно вызывает значительные потери. При сравнительно низких степенях концентрации и интенсивности тепловозоремонтного производства вопросы управления не являлись центральными. В современных условиях резко возросли сложность, объемы и скорости производственных и экономических процессов. Важнейшей стала проблема рациональной организации производства, его координации и контроля. При объеме выпуска из ремонта 800–900 и более секций в год темп производства превышает темп управления в три-четыре раза, производственный процесс становится трудноуправляемым. Это отрицательно сказывается на производительности труда и затратах, нарушается ритмичность работы, в результате чего потенциальные возможности применяемых поточных линий реализуются лишь частично. Академиком В. М. Глушковым (1923–1982) введены понятия первого и второго “информационных барьеров”, смысл которых в следующем: при достижении системой первого информационного барьера один человек оказывается не в состоянии реализовать адекватный процесс управления; при достижении второго – этот процесс уже не подвластен всем участвующим в производстве работникам. Эффективное управление производственным процессом базируется
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.