6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА
УРОВНЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
За отказ несущих деталей подвижного состава обычно принимают превышение действующими напряжениями допустимой величины. Но появление отказа в этом смысле не приведет к разрушению детали и катастрофическим последствиям. В таком случае необходимый уровень безотказности несущих деталей подвижного состава определяется только величиной затрат на их изготовление и эксплуатацию.
В связи с этим возникает задача выбора экономически обоснованного уровня безотказности детали, который бы обеспечивал минимум суммарных затрат на ее изготовление и эксплуатацию. Для решения задачи выбора экономически обоснованного уровня безотказности детали необходимо сначала установить нормируемый показатель безотказности. Такой показатель должен соответствовать конструкции, а также режиму эксплуатации несущих деталей, кроме того, он должен учитывать последствия отказов.
Несущие детали подвижного состава железных дорог являются восстанавливаемыми изделиями, у которых допустимы перерывы в работе. Кроме того, как правило, замена отказавшей детали новой в процессе планового ремонта не вызывает увеличения времени ремонта. Для таких изделий рекомендуют в качестве нормируемого показателя безотказности использовать условную среднюю наработку до отказа:
(6.1)
или
(6.2)
где пробег подвижного состава за один год эксплуатации.
Для выбора экономически обоснованного уровня безотказности запишем выражение для затрат, которые необходимо выполнить в i-м году эксплуатации для замены отказавшей несущей детали новыми:
(6.3)
где количество замен несущей детали новыми в i-м году экс- плуатации;
(6.4)
где среднегодовой темп снижения затрат на одну деталь;
стоимость замены отказавшей детали новой;
(6.5)
где стоимость детали, зависящая от уровня ее безотказности;
стоимость работ по замене отказавшей детали новой, включающая потери от внепланового простоя и ремонта;
стоимость доставки новых деталей взамен отказавших.
Суммарные затраты за iлет эксплуатации составляют
(6.6)
Суммарные затраты, приведенные к началу эксплуатации,
(6.7)
где
(6.8)
где нормативный коэффициент экономической эффективности,
=0,12;
целая часть .
В качестве примера выполним выбор экономически обоснованного уровня безотказности для рамы тележки. При этом будем предполагать, что мероприятия по повышению уровня безотказности сводятся к увеличению (предел выносливости).
Расценки на услуги и операции:
· стоимость доставки на одну раму, включая погрузочно-разгрузочные работы, = 210 руб.;
· стоимость работ по замене рамы тележки 4567 руб., которая складывается из следующего:
· простой от обнаружения отказа до демонтажа 1404 руб.;
· простой от конца монтажа до начала эксплуатации 854 руб.;
· простой во время ремонта, включая демонтаж и монтаж 1687 руб.;
· демонтаж и монтаж 1172 руб..
Некоторые исходные и промежуточные данные, а также результаты расчета экономически обоснованного уровня безотказности рамы тележки приведены ниже.
Таблица 6.1 – Результаты расчёта экономического обоснования
, МПа |
40 |
50 |
60 |
70 |
, км |
0,972 |
4,433 |
4,972 |
4,999 |
, годы |
5,41 |
24,6 |
27,5 |
27,8 |
, руб. |
58800 |
66675 |
100800 |
192675 |
, руб. |
63560 |
74900 |
105560 |
197435 |
0,1 |
0,05 |
0,02 |
0,001 |
|
0,177 |
0,0703 |
0,0155 |
0,0104 |
|
, руб. |
11270 |
5005 |
1645 |
2065 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.