Плоскоременная передача расположена в горизонтальной плоскости, работает с постоянной нагрузкой в запыленном помещении.
В настоящее время привод машин и механизмов осуществляется в основном электродвигателями переменного тока с частотой вращения 750 до 3000 об/мин. Однако рабочие органы машины в большинстве случаем имеют небольшую частоту вращения n = 20-100 об/мин (барабан, лебедки, ведущий барабан ленточного транспортера и т. д.) или более высокую частоту вращения, чем у электродвигателя.
Для преобразования вращательного движения электродвигателя на вал рабочего органа применяют механические передачи, предназначенные для исполнения целого рода других функций, основными из которых являются:
- повышение или понижение крутящего момента;
- изменение траектории или характера движения;
- регулирование и изменении скорости;
- предохранение деталей и узлов машин от поломки при перегрузках.
В данном курсовом проекте разрабатывается привод ленточного транспортера, состоящий из основных рабочих единиц: электродвигателя, муфты, редуктора, барабана, опоры, основания привода.
1.1 Определение потребной мощности
, где
N4 –
мощность на выходном валу;
- общий КПД привода:
;
- КПД плоскоременной передачи,
= 0,97 (табл. 4.1, [1] );
- КПД зубчатого зацепления с
колесом червяка,
= 0,8
;
- КПД
зубчатого зацепления с цилиндрическими колесами,
=
0,98;
- КПД
учитывающий потери в одной паре подшипников ,
=
0,99
Тогда
= 0,97 0,8 0,98
0,99 = 0,74;
= 2,297 кВт
.
По приложению 8 [1] выбираем ближайшее к N1 тип двигателя. принимаем двигатель типа 4А90L2У3 мощностью 2,3 кВт с синхронной частотой вращения nc = 3000 об/мин.
1.2 Кинематический расчет привода
;
Разбиваем передаточное отношение по ступеням привода согласно рекомендациям таблицы 4.1 (1). Принимаем Uрем=2, Uчерв тогда
передаточное число редуктора
;
.
Uрем=Uцил∙ Uчерв
Откуда

Что входит в рекомендуемые пределы.
Определяем частоту вращения каждого вала привода
n1 = 3000 об/мин;
1.3 Расчет мощности на валах

1.4Расчет крутящих моментов
![]()
1.5 Расчет ориентировочных диаметров валов
![]()
где
[
] – допускаемое напряжение кручения, [
] = 14 106 Па ;


2 Выбор материала
Для того, чтобы спроектировать
редуктор недорогой и небольших габаритов, выбираем для колеса и шестерни второй
ступени сравнительно недорогую легированную сталь 40Х, которая относится к
группе материалов с твердостью НВ
350. По
таблице 8.8 [4] назначаем для колеса термообработку: улучшение НВ 230 … 260;
= 850 Мпа;
=550 Мпа; для шестерни –
азотирование поверхности HRC 50…59 при твердости сердцевины HRC
26…30,
=1000 Мпа;
=800 Мпа.
Для первой ступени (червячной): для колеса назначаем материал Бр АЖ9-4
при
= 200 Мпа,
= 400 Мпа; для червяка сталь 40Х,
закалка до HRC 54
витки
шлифовать и полировать. При этом [
] = 300-25Vs.
2.1 Определение допускаемых напряжений
Контактная прочность, а, следовательно, предел контактной выносливости
определяется в основном
твердостью рабочих поверхностей зубьев. Для колеса второй ступени:
= 2НВ + 70 = 2 240 + 70 = 550
Мпа.
Для шестерни второй ступени (цилиндрической):
= 1050 Мпа.
Коэффициент безопасности (таблица 8.9, [4]) для второй ступени определяется: SH = 1.1; для первой SH = 1.2.
Число циклов напряжений для колеса второй ступени при С = 1 определяется по формуле
,
где n – частота вращения вала, об/мин;
- срок службы передачи, тыс. ч.
По графикам ([4] рисунок 8.40) для колеса первой ступени НВ=245 (среднее) Nн0=1.6 107, для шестерни второй ступени HRC 50…59 ( =550 HB) Nн0=108.
По таблице 8.10 [4] КНЕ=0,25, так как редуктор работает с постоянной нагрузкой в запыленном помещении.
Эквивалентное число циклов определяется по формуле
Для колеса второй ступени
Сравнивая NHE и NH0 отмечаем, что для колеса второй ступени NHE > NH0. Так как все другие колеса вращаются быстрее, то аналогичным расчетом получим и для них NHE > NH0. При этом для всех колес передачи KHL=1.
Допускаемые контактные напряжения для колеса второй ступени определяем по материалу колеса, как более слабому. По формуле

;
Для колеса первой ступени [
H]1=500 Мпа, а для шестерни
Допускаемое контактное напряжение для второй ступени определяем по формуле 8.56 [4]
;

По таблице 8.9 [4] допускаемые напряжения изгиба для колес обеих ступеней
![]()
для шестерни второй ступени:
![]()
Определим [
] формуле
где
- предел выносливости зубьев по
напряжениям изгиба;
КFC- коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, так как передача не реверсивная КFC=1 [4];
КHL- коэффициент долговечности;
SF- коэффициент безопасности, SF=1,75 (таблица 8.9).
Предварительно определяем по формуле
NFE=KFE
и
по таблице 8.10 [4] для колеса второй ступени при m=6 и ранее
найденных значениях
получим
NFE= 0.3 3.2 107= 0.96 107 > NFG=4 106.
В этом случае KFL=1. Аналогично и для всех колес и шестерен получим КFL=1.
Для обоих колес
для шестерни второй ступени

Допускаемые контактные напряжения при кратковременной перегрузке – таблица 8.9 [4]. Предельные контактные напряжения для колес обоих ступеней
![]()
для шестерни второй ступени
![]()
Предельные напряжения изгиба для обоих колес
![]()
для шестерни второй ступени
![]()
2.2 Расчет второй ступени
Вначале рассчитываем вторую прямозубую пару, как более нагруженную и в основном определяющую габариты редуктора. Предварительный расчет выполним по формуле:
где UT- передаточное отношение второй ступени, UT=3.35;
Епр- приведенный модуль упругости;
-коэффициент ширины колеса
относительно межосевого расстояния;
Т2- крутящий момент на ведомом валу;
- коэффициент ширины шестерни
относительно контактных напряжений.
Условимся обозначать здесь и далее предварительно выбранные или рассчитанные параметры дополнительным индексом- штрихом.
По рекомендации [4], согласно таблице 8.4 принимаем
При
этом по формуле
где
- коэффициент ширины шестерни
относительно диаметра.
![]()
и
по графику рисунка 8.15 [4] находим ![]()
Далее по формуле 8.3 [4] находим Епр=2.1 105 Мпа. Ранее
было найдено
= 500 Мпа и Т4=452
Н м.
В результате получаем
Находим bw- ширину колеса второй ступени
По
таблице 8.5 [4] принимаем
и находим
модуль по формуле
Суммарное число зубьев
Число зубьев шестерни


Принимаем z1 = 36 > zmin = 17.
Число зубьев колеса
Z2 =
- z1 = 200 –
39 = 161
Фактическое передаточное число
U2 =
При этом
![]()
Делительные диаметры шестерни и колеса
d1 = z1 m = 78 мм;
d2 = z2 m = 322 мм.
Выполняем проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям

Предварительно определяем
Окружная скорость
По таблице 8.2 [4] назначаем девятую степень точности. По таблице 8.3 [4] KHV=1,32. Ранее было найдено
.
При этом KH=1,49.
По
формуле (26), учитывая, что
, находим
Процент расхождения
%
2.3 Расчет быстроходной ступени
Червяк выполняем из закаленной стали 40Х, витки шлифуем. Венец червячного колеса – из бронзы АЖ94, литье в землю. В первом приближении оцениваем скорость скольжения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.