Введение
Курсовой проект способствует закреплению, углублению и обобщению знаний и применению этих знаний к комплексному решению конкретной инженерной задачи по проектированию деталей машин.
Следует отметить особую роль курсового проектирования по "Деталям машин и основам конструирования" в приобщении студентов к деятельности инженеров и исследователей, в понимании значения общетеоретических и общеинженерных дисциплин.
В настоящее время привод машин и механизмов осуществляется в основном электродвигателями переменного тока с частотой вращения 750 до 3000 об/мин. Однако рабочие органы машины в большинстве случаем имеют небольшую частоту вращения n = 20 – 100 об/мин (барабан, лебедки, ведущий барабан ленточного транспортера и т. д.) или более высокую частоту вращения, чем у электродвигателя.
Для преобразования вращательного движения электродвигателя на вал рабочего органа применяют механические передачи, предназначенные для исполнения целого рода других функций, основными из которых являются:
- повышение или понижение крутящего момента;
- изменение траектории или характера движения;
- регулирование и изменение скорости;
- предохранение деталей и узлов машин от поломки при перегрузках.
В данном курсовом проекте разрабатывается привод бегунов для приготовления формовочной земли по схеме, состоящий из электродвигателя, упругой муфты и зубчатой муфты, редуктора, открытой зубчатой передачи и бегунов, служащих для перемешивания формовочной земли.
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ И ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Мощность на тяговом валу
,
(1)
где –
окружное усилие на тяговой звездочке,
= 2,2 кН;
–
окружная скорость звездочки,
=
0,9 м/с.
Определим потребную мощность электродвигателя, кВт, для привода по формуле
,
(2)
где –
потребная мощность на выходном валу редуктора,
кВт;
–
коэффициент полезного действия (к.п.д.) привода.
,
(3)
где –
к.п.д. зубчатой передачи с коническими колесами,
[3];
–
к.п.д. зубчатой передачи с цилиндрическими колесами,
[3];
–
к.п.д. цепной передачи,
[3];
−
к.п.д. опорной пары подшипников качения,
[3].
Тогда
кВт
Принимаем асинхронный трехфазный короткозамкнутый закрытый
обдуваемый двигатель 4А90L4У3, имеющий об/мин,
кВт.
Определим передаточное отношение привода по формуле
,
(4)
где n1 – частота вращения вала электродвигателя, об/мин;
n4 – частота вращения выходного вала редуктора, об/мин.
Передаточное отношение цепной передачи .
Тогда передаточное отношение редуктора равно
,
(5)
По рекомендации таблицы 17, [3] принимаем передаточное
отношение цилиндрической передачи .
Передаточное отношение редуктора определяется по формуле
,
(6)
где U1 – передаточное отношение первой ступени;
U2 – передаточное отношение второй ступени.
Передаточное отношение конической зубчатой передачи равно
Определим частоту вращения, об/мин, каждого вала привода.
об/мин,
об/мин,
(7)
об/мин,
(8)
об/мин, (9)
Определим мощности , кВт, на каждом валу привода
кВт,
кВт, (10)
кВт, (11)
кВт. (12)
Определим вращающий момент, Н.м, на каждом валу привода по формуле
,
(13)
где Ni – мощность на соответствующем валу, Вт;
ni – частота вращения соответствующего вала, об/мин.
Н·м,
Н·м,
Н·м,
Н·м.
Результаты расчета представим в таблице 1.
Таблица 1 – Вращающие моменты валов
Т1, Н×м |
Т2, Н×м |
Т3, Н×м |
Т4, Н×м |
14,16 |
38 |
121,14 |
350,14 |
Ориентировочно определим диаметры валов, мм, по формуле
(14)
где Тi – вращающий момент на соответствующем валу, Н.м;
– допускаемое
напряжение на кручение,
МПа.
м,
м,
м,
м.
Результаты представим в таблице 2.
Таблица 2 – Ориентировочные диаметры валов
d1, мм |
d2, мм |
d3, мм |
d4, мм |
18 |
24 |
36 |
51 |
2 ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
2.1 Выбор материалов
Желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колес и шестерен сравнительно недорогую легированную сталь 40Х (поковка). По таблице 8.8 [1] назначаем для колес термообработку: улучшение 230…260 НВ, sв=850 МПа, sт=550 МПа; для шестерен второй ступени – улучшение 260…280 НВ, sв=950 МПа, sт=700 МПа; зубьям шестерен первой ступени – азотирования поверхность HRC 50…59 при твердости сердцевины HRC 26…30, sв=1000 МПа, sт=800 МПа. При этом обеспечивается приработка зубьев обеих ступеней.
2.2 Допускаемые контактные напряжения
По таблице 8.9 [1] для колес обеих ступеней
МПа
(15)
Для шестерни первой ступени МПа.
Коэффициент безопасности (согласно таблице 8.9 [1]) для первой ступени sн = 1,2, для второй ступени sн = 1,1.
Число циклов напряжений для колеса второй ступени определим по формуле
,
(16)
где –
частота вращения колеса,
об/мин;
–
суммарный срок службы привода,
часов.
По графикам (рисунок 8.40 [1]) для колеса второй
ступени НВ 245 , для
шестерни первой ступени HRC55
.
По таблице 8.10 [1] . По формуле 8.64
[1] для колеса второй ступени
,
(17)
Для всех колес передачи определим КHL по формуле
, (18)
Допускаемые контактные напряжения для второй ступени определяются по материалу колеса, как более слабому по формуле
,
(19)
МПа
Для колеса первой ступени также МПа.
Для шестерни
МПа
При этом за расчетное принимают среднее из [sн]1 и [sн]2, но не более 1,25[sн]min.
, (20)
МПа
Принимаем МПа.
2.3 Допускаемые напряжения изгиба
По таблице 8.9 [1] для колес обеих ступеней МПа.
Для шестерни первой ступени МПа.
Для шестерни второй ступени МПа.
Определим допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость по формуле
, (21)
где sFO – предел выносливости зубьев по напряжению изгиба;
SF – коэффициент безопасности (SF » 1,55…1,75);
KFC – коэффициент, учитывающий влияние одностороннего приложения нагрузки, KFC = 1;
KFL – коэффициент долговечности.
, (22)
,
(23)
Предварительно по формуле 8.68 [1] и таблице 8.10 [1]
для колеса второй ступени при и
ранее найденных значений Nå получим
По таблице 8.9 [1] . Для колес обеих ступеней
МПа
Для шестерни первой ступени
МПа
Для шестерни второй ступени:
МПа
2.4 Допускаемые напряжения при кратковременной нагрузке
Определим предельные контактные напряжения при кратковременной перегрузке [sн]max (таблица 8.9 [1]).
Для колес обеих ступеней
,
(24)
МПа
Для шестерни второй ступени
МПа
Для шестерни первой ступени
,
(25)
МПа
Предельные напряжения изгиба для обоих колес
,
(26)
МПа
Для шестерни второй ступени
МПа
Для шестерни первой ступени МПа.
3 РАСЧЁТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС
3.1 Расчёт второй тихоходной прямозубой ступени
Определим межосевое расстояние по формуле
, (27)
где U2
– передаточное отношение второй ступени, ;
Епр – приведенный модуль упругости,
МПа
(28)
Т3 – вращающий момент на выходном валу редуктора,
Н×мм;
ybd – коэффициент, учитывающий влияние ширины колеса:
,
(29)
где ybа – коэффициент ширины колеса
относительно межосевого рас-стояния, по таблице 8.4 [1] .
КНb – коэффициент концентрации
нагрузки при расчетах по контактным напряжениям, определяется по графику 8.15
[1], .
Отсюда
мм
Округляем до ближайшего значения
по ряду Ra 40 мм.
Определяем ширину колеса по формуле
,
(30)
мм
Находим модуль, мм, по формуле
, (31)
где ym – определяется
по таблице 8.5 [1], .
мм
Назначаем модуль мм.
Суммарное число зубьев равно
(32)
Число зубьев шестерни равно
, (33)
.
Принимаем .
Число зубьев колеса равно
, (34)
.
Фактическое передаточное число
,
(35)
.
Тогда
. (36)
Делительные диаметры шестерни и колеса равны
мм, (37)
мм.
(38)
Выполняем проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям по формуле
. (39)
Окружная скорость, м/с, определяется по формуле
, (40)
м/с.
По таблице 8.2 [1] назначаем 9-ю степень точности.
,
(41)
По таблице 8.3 [1] . Ранее
было найдено
.
Тогда
.
Тогда значение контактных напряжений равно
МПа.
Полученное значение напряжений больше допускаемого, поэтому изменим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.