Введение
Курсовой проект способствует закреплению, углублению и обобщению знаний и применению этих знаний к комплексному решению конкретной инженерной задачи по проектированию деталей машин.
Следует отметить особую роль курсового проектирования по "Деталям машин и основам конструирования" в приобщении студентов к деятельности инженеров и исследователей, в понимании значения общетеоретических и общеинженерных дисциплин.
В настоящее время привод машин и механизмов осуществляется в основном электродвигателями переменного тока с частотой вращения 750 до 3000 об/мин. Однако рабочие органы машины в большинстве случаем имеют небольшую частоту вращения n = 20 – 100 об/мин (барабан, лебедки, ведущий барабан ленточного транспортера и т. д.) или более высокую частоту вращения, чем у электродвигателя.
Для преобразования вращательного движения электродвигателя на вал рабочего органа применяют механические передачи, предназначенные для исполнения целого рода других функций, основными из которых являются:
- повышение или понижение крутящего момента;
- изменение траектории или характера движения;
- регулирование и изменение скорости;
- предохранение деталей и узлов машин от поломки при перегрузках.
В данном курсовом проекте разрабатывается привод бегунов для приготовления формовочной земли по схеме, состоящий из электродвигателя, упругой муфты и зубчатой муфты, редуктора, открытой зубчатой передачи и бегунов, служащих для перемешивания формовочной земли.
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ И ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Мощность на тяговом валу
, (1)
где – окружное усилие на тяговой звездочке, = 2,2 кН;
– окружная скорость звездочки, = 0,9 м/с.
Определим потребную мощность электродвигателя, кВт, для привода по формуле
, (2)
где – потребная мощность на выходном валу редуктора, кВт;
– коэффициент полезного действия (к.п.д.) привода.
, (3)
где – к.п.д. зубчатой передачи с коническими колесами, [3];
– к.п.д. зубчатой передачи с цилиндрическими колесами, [3];
– к.п.д. цепной передачи, [3];
− к.п.д. опорной пары подшипников качения, [3].
Тогда
кВт
Принимаем асинхронный трехфазный короткозамкнутый закрытый обдуваемый двигатель 4А90L4У3, имеющий об/мин, кВт.
Определим передаточное отношение привода по формуле
, (4)
где n1 – частота вращения вала электродвигателя, об/мин;
n4 – частота вращения выходного вала редуктора, об/мин.
Передаточное отношение цепной передачи .
Тогда передаточное отношение редуктора равно
, (5)
По рекомендации таблицы 17, [3] принимаем передаточное отношение цилиндрической передачи .
Передаточное отношение редуктора определяется по формуле
, (6)
где U1 – передаточное отношение первой ступени;
U2 – передаточное отношение второй ступени.
Передаточное отношение конической зубчатой передачи равно
Определим частоту вращения, об/мин, каждого вала привода.
об/мин,
об/мин, (7)
об/мин, (8)
об/мин, (9)
Определим мощности , кВт, на каждом валу привода
кВт,
кВт, (10)
кВт, (11)
кВт. (12)
Определим вращающий момент, Н.м, на каждом валу привода по формуле
, (13)
где Ni – мощность на соответствующем валу, Вт;
ni – частота вращения соответствующего вала, об/мин.
Н·м,
Н·м,
Н·м,
Н·м.
Результаты расчета представим в таблице 1.
Таблица 1 – Вращающие моменты валов
Т1, Н×м |
Т2, Н×м |
Т3, Н×м |
Т4, Н×м |
14,16 |
38 |
121,14 |
350,14 |
Ориентировочно определим диаметры валов, мм, по формуле
(14)
где Тi – вращающий момент на соответствующем валу, Н.м;
– допускаемое напряжение на кручение, МПа.
м,
м,
м,
м.
Результаты представим в таблице 2.
Таблица 2 – Ориентировочные диаметры валов
d1, мм |
d2, мм |
d3, мм |
d4, мм |
18 |
24 |
36 |
51 |
2 ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
2.1 Выбор материалов
Желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колес и шестерен сравнительно недорогую легированную сталь 40Х (поковка). По таблице 8.8 [1] назначаем для колес термообработку: улучшение 230…260 НВ, sв=850 МПа, sт=550 МПа; для шестерен второй ступени – улучшение 260…280 НВ, sв=950 МПа, sт=700 МПа; зубьям шестерен первой ступени – азотирования поверхность HRC 50…59 при твердости сердцевины HRC 26…30, sв=1000 МПа, sт=800 МПа. При этом обеспечивается приработка зубьев обеих ступеней.
2.2 Допускаемые контактные напряжения
По таблице 8.9 [1] для колес обеих ступеней
МПа (15)
Для шестерни первой ступени МПа.
Коэффициент безопасности (согласно таблице 8.9 [1]) для первой ступени sн = 1,2, для второй ступени sн = 1,1.
Число циклов напряжений для колеса второй ступени определим по формуле
, (16)
где – частота вращения колеса, об/мин;
– суммарный срок службы привода, часов.
По графикам (рисунок 8.40 [1]) для колеса второй ступени НВ 245 , для шестерни первой ступени HRC55 .
По таблице 8.10 [1] . По формуле 8.64 [1] для колеса второй ступени
, (17)
Для всех колес передачи определим КHL по формуле
, (18)
Допускаемые контактные напряжения для второй ступени определяются по материалу колеса, как более слабому по формуле
, (19)
МПа
Для колеса первой ступени также МПа.
Для шестерни
МПа
При этом за расчетное принимают среднее из [sн]1 и [sн]2, но не более 1,25[sн]min.
, (20)
МПа
Принимаем МПа.
2.3 Допускаемые напряжения изгиба
По таблице 8.9 [1] для колес обеих ступеней МПа.
Для шестерни первой ступени МПа.
Для шестерни второй ступени МПа.
Определим допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость по формуле
, (21)
где sFO – предел выносливости зубьев по напряжению изгиба;
SF – коэффициент безопасности (SF » 1,55…1,75);
KFC – коэффициент, учитывающий влияние одностороннего приложения нагрузки, KFC = 1;
KFL – коэффициент долговечности.
, (22)
, (23)
Предварительно по формуле 8.68 [1] и таблице 8.10 [1] для колеса второй ступени при и ранее найденных значений Nå получим
По таблице 8.9 [1] . Для колес обеих ступеней
МПа
Для шестерни первой ступени
МПа
Для шестерни второй ступени:
МПа
2.4 Допускаемые напряжения при кратковременной нагрузке
Определим предельные контактные напряжения при кратковременной перегрузке [sн]max (таблица 8.9 [1]).
Для колес обеих ступеней
, (24)
МПа
Для шестерни второй ступени
МПа
Для шестерни первой ступени
, (25)
МПа
Предельные напряжения изгиба для обоих колес
, (26)
МПа
Для шестерни второй ступени
МПа
Для шестерни первой ступени МПа.
3 РАСЧЁТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС
3.1 Расчёт второй тихоходной прямозубой ступени
Определим межосевое расстояние по формуле
, (27)
где U2 – передаточное отношение второй ступени, ;
Епр – приведенный модуль упругости,
МПа (28)
Т3 – вращающий момент на выходном валу редуктора,
Н×мм;
ybd – коэффициент, учитывающий влияние ширины колеса:
, (29)
где ybа – коэффициент ширины колеса относительно межосевого рас-стояния, по таблице 8.4 [1] .
КНb – коэффициент концентрации нагрузки при расчетах по контактным напряжениям, определяется по графику 8.15 [1], .
Отсюда
мм
Округляем до ближайшего значения по ряду Ra 40 мм.
Определяем ширину колеса по формуле
, (30)
мм
Находим модуль, мм, по формуле
, (31)
где ym – определяется по таблице 8.5 [1], .
мм
Назначаем модуль мм.
Суммарное число зубьев равно
(32)
Число зубьев шестерни равно
, (33)
.
Принимаем .
Число зубьев колеса равно
, (34)
.
Фактическое передаточное число
, (35)
.
Тогда
. (36)
Делительные диаметры шестерни и колеса равны
мм, (37)
мм. (38)
Выполняем проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям по формуле
. (39)
Окружная скорость, м/с, определяется по формуле
, (40)
м/с.
По таблице 8.2 [1] назначаем 9-ю степень точности.
, (41)
По таблице 8.3 [1] . Ранее было найдено. Тогда
.
Тогда значение контактных напряжений равно
МПа.
Полученное значение напряжений больше допускаемого, поэтому изменим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.