Задача №1.
Рассчитать сварное соединение и определить размеры h и δ листов 1 и 2, приваренных к швеллерам колонны (рисунок 1), если известно, что F = 26 кН, а
l = 850 мм.
Материал электрода и метод сварки выбрать самостоятельно.
Рисунок 1 – Сварное соединение
Решение:
Материал пластины 1 и пластины 2 – ст.3
Примем δ = 20 мм, [σu] = 85 МПа [1].
Из условий прочности на изгиб по пониженным допускаемым напряжениям определим требуемый момент сопротивления Wu сечения пластин:
Wu = , где h – высота швеллера; h =200 мм.
Wu = = 327731 мм3.
Высота пластин:
h пл. = = = 222 мм.
Вид сварки – ручная дуговая электродами Э42.
Допускаемое касательное напряжение на срез [τ*] определим по формуле:
[τ*ср] = 0,5 · [τ*] = 0,5 · 144 72 МПа.
[τр] = = = 144 МПа.
σm = 240 МПа (табл. 1.1 [2]);
[β] – коэффициент безопасности ([β] = 1,5):
ε = 0,9 – масштабный фактор;
Кσ = 1 – коэффициент концентрации напряжений.
Катет сварного шва: k = 15 мм
Ашв = 2,8 · k· hпл. = 2,8 · 15 · 222 = 9324 мм2.
Касательные напряжения от силы F:
τ*F = = = 2,79 МПа.
Внешний изгибающий момент:
М = F · L = 26000 · 850 = 22,1 · 106 Н·мм
Расстояние между пластинами b = 200 мм.
Осевой момент инерции сварных швов:
Ip = 2,8 · k · []
Ip = 2,8 · 15 · [] = 39470823 мм4.
Максимальное расстояние от центра тяжести сечения сварных швов до наиболее удаленной точки сварных швов:
ρmax = = = 250 мм.
Полярный момент сопротивления:
Wp = = = 157883 мм3.
Касательные напряжения τ*m от действия внешнего изгибающего момента М:
τ*m = = = 140 МПа.
Проверим прочность сварного соединения:
τ* = ≤ [τ*]
τ* = ≤ 144,55 МПа
τ* = 144,55 ≥ [τ*ср] = 72 МПа следовательно, условие прочности не выполняется.
Задача № 2.
Определить диаметр нарезной части вала дисковой пилы, которая удерживается между двумя шайбами посредством сил трения, возникающих при затяжке гайки на конце вала (рисунок 2). Пила преодолевает сопротивление резанию — силу F, исходные данные: F = 750 H, D = 700 мм, D1 = 300 мм.
Рисунок 2 – Расчетная схема вала.
Решение:
Примем материал вала – сталь 45, коэффициент трения между шайбой и пилой f = 0,15.
Гайка должна быть затянута так, чтобы момент сил трения был приблизительно на 20 % больше момента сил сопротивления резанию, который определяется из равенства: М = F· [3, стр. 120]
Момент сил трения (при условии, что их равнодействующая приложена по касательной к окружности среднего диаметра шайб).
Мтр = V · f·
по условию Мтр = 1,2 Н·м
V · f · = 1,2 · F · , отсюда усилие затяжки:
V = = = 14000 Н.
По таблице 4.5 [3] принимаем резьбу М20
|
Рисунок 3 –
Нормальная сила больше чем осевой момент , соответственно больше и сила трения.
Задача №3.
Рассчитать клиноременную передачу, работающую в различных нагрузочных режимах (рисунок 4), используя исходные данные: Р1 = 4 кВт, ω1 = 77 рад/с, ω2 = 28 рад/с.
Работа односменная, пусковая нагрузка до 140% от номинальной.
Рисунок 4 – Схема клиноременной передачи.
Решение:
По рисунку 7.3 [4] при n1= 730 об/мин примем сечение клинового ремня Б.
Вращающийся момент:
Т = = = 51,3 · 103 Н·мм.
Диаметр меньшего шкива определяем по формуле (формула 7.25, [4]):
d1 ≈ (3÷4)· = (3÷4) · = 111÷148 мм.
примем d1 = 140 мм (табл. 7.8 [4]).
Диаметр большего шкива находим по формуле (формула 7.3, [4]):
d2= ір · d1 ·(1 - ε) = 2,75 · 140 · (1 – 0,015) = 379
ір = = = 2,75
ε = 0,015 – скольжение ремня.
Примем d2 = 450 мм (4, стр. 120).
Уточним передаточное число:
ip = = = 2,75
ω2 = = = 28 рад/с
d1 = 140 мм, d2 = 450 мм.
Определим межосевое расстояние по формуле (формула 7.26, [4]):
amin = 0,55 · (d1 + d2) + To = 0,55 · (140 + 450) + 10,5 = 335 мм.
amах = d1 + d2 = 140 + 450 = 590 мм.
То = 10,5 мм – высота сечения ремня (табл. 7.7 [4]), aр = 600 мм.
Расчетная длина ремня определяется по формуле (формула 7.7, [4]):
L = 2 · ap + 0,5 · π· (d1 + d2) +
L = 2 · 600 + 0,5 · 3,14 · (140 + 450) + = 2126,4 мм.
примем L = 2240 мм.
Уточним значение межосевого расстояния:
ар= 0,25 · [(L - w) + ]
w = 0,5 · π · (d1 + d2) = 0,5 · 3,14 · (450 + 140) = 926,3
y = (d1 – d2)2 = (450 - 140)2 = 96100
ар = 0,25 · [(2240 – 926,3) + ] = 675 мм.
При монтаже необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на (0,01 · L), следовательно: (0,01 · L) = 0,01 · 2240 = 22,4 мм для облегчения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения его на (0,025 · L), следовательно: (0,025 · L) = 0,025 · 2240 = 56 мм для увеличения натяжения ремней.
Угол обхвата меньшего шкива определяется по формуле (формула 7.28, [4]):
α1 = 180о – 57о · = 180о – 57о · = 157о; [α] = 120о.
Коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации передачи (табл. 7.10 [4]): Ср = 1,1 – при односменной работе, пусковая нагрузка до 150%.
Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня (табл. 7.9 [4]): СL = 0,99.
Коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата при α1 = 157о, Сα = 0,94.
Коэффициент, учитывающий число ремней в передаче Сz = 0,9.
Число ремней в передаче определяется по формуле (формула 7.29, [4]):
Z =
Po – мощность, передаваемая одним клиновым ремнем, из табл. 7.8 [4] находим, что Po= 1,86 кВт;
Z = = 2,8
примем Z= 3 (ремень Б-2240 Т 12841-80).
Натяжение ветви клинового ремня определяется по формуле (формула 7.30, [4]):
Fo = + Θ ·v2
где v = 0,5 · w1· d1 = 0,5 · 77 · 140·10-3 = 5,39 м/c;
Θ – коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил, Θ = 0,18
Fo = + 0,18 ·5,392 = 249 Н.
Давление на валы определяется по формуле (формула 7.31, [4]):
Fв = 2 · Fo· Z · sin = 2 · 249· 3 · sin = 1464 H.
Ширина шкивов Вш определяется по табл. 7.12 [4].
Вш = (Z – 1) · e + 2 · f = (3 – 1) · 19 + 2 · 12,5 = 63 мм.
Рабочий ресурс передачи определяется по формуле (формула 7.32, [4]):
Но = > [H] = 2000 ч. (4, стр. 136)
где Nоц = 4,7 · 106 – базовое число циклов;
Сi = 1,5 · - 0,5 – коэффициент, учитывающий влияние передаточного отношения:
Сi = 1,5 · - 0,5 = 1,75, Сн = 2 (4, стр. 124)
σ-1 = 7 МПа – предел выносливости;
σmax – максимальное напряжение в сечении ремня;
σmax = σ1 + σu + σv
σ1 = = = 1,7 МПа – напряжение от растяжения;
σu = E4 · = 50 · = 3,75 МПа – напряжение от изгиба ремня;
σv = р · v2 · 10-6 = 1100 · 5,392 · 10-6 = 0,00032 МПа – напряжение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.