4 Анализ и оценка рыночных возможностей предприятия
В настоящее время конкуренция на рынках промышленной продукции все больше обостряется, как со стороны внутренних, так и со стороны зарубежных производителей. В поисках эффективных инструментов укрепления собственных рыночных позиций, все большее число производителей приходит к необходимости разработки собственных долгосрочных программ развития и все чаще обращается к концепциям стратегического промышленного маркетинга.
В настоящий момент ОАО «Нововятский лыжный комбинат» объединил под своей крышей пять различных производств, которые являются основными стратегическими хозяйственные единицами (СХЕ) предприятия. Стратегическая хозяйственная единица – это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции, с концентрацией на конкретном рынке. На комбинате это производство ДСП, паркетной доски, пиломатериалов, лыж и мебельного щита. Каждое производство выпускает определенный ассортимент продукции, имеющий свой целевой рынок, собственную стратегию и ресурсы. Обозначим данные единицы как СХЕ (ДСП), СХЕ (лыжи), СХЕ (паркетная доска), СХЕ (пиломатериал), СХЕ (мебельный щит).
Продукция предприятия очень разноплановая, имеет разный уровень прибыльности в разрезе продуктов. Конечный финансовый результат предприятия во многом зависит от продуктовой линейки, выбранной предприятием. В таблице 4.1 приведены основные показатели в разрезе продуктов.
Таблица 4.1 – Основные показатели выпуска стратегических хозяйственных единиц
Показатели выпуска СХЕ |
2005г. |
доля СХЕ, % |
2006г. |
доля СХЕ, % |
2007г. |
доля СХЕ, % |
Лыжи |
||||||
Производство, шт. |
154 519 |
- |
199 583 |
- |
170 173 |
- |
Товарная продукция без НДС, тыс.руб. |
61 029 |
19 |
77 433 |
18 |
81 834 |
20 |
Выручка без НДС, тыс.руб. |
68 355 |
19 |
80 869 |
19 |
77 434 |
18 |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
29 883 |
35 |
33 203 |
68 |
35 598 |
49 |
ДСП |
||||||
Производство, куб.м. |
43 318 |
- |
39 329 |
- |
39 177 |
- |
Товарная продукция без НДС, тыс.руб. |
120 545 |
37 |
125 153 |
28 |
131 495 |
32 |
Выручка без НДС, тыс.руб. |
133 577 |
37 |
131 329 |
30 |
150 971 |
34 |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
35 947 |
43 |
39 942 |
81 |
36 166 |
50 |
ГКЭ и ДОМ |
||||||
Производство, куб.м. |
4 083 |
- |
4 286 |
- |
4 786 |
- |
Товарная продукция без НДС, тыс.руб. |
53 849 |
17 |
61 023 |
14 |
66 939 |
17 |
Выручка без НДС, тыс.руб. |
57 379 |
16 |
61 829 |
14 |
70 245 |
16 |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
9 451 |
11 |
10 501 |
21 |
7 087 |
10 |
Паркетная доска |
||||||
Производство, кв.м. |
146 522 |
- |
141 701 |
- |
151 348 |
- |
Товарная продукция без НДС, тыс.руб. |
51 006 |
16 |
55 760 |
13 |
69 144 |
17 |
Выручка без НДС, тыс.руб. |
54 039 |
15 |
38 316 |
9 |
74 222 |
17 |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
14 490 |
17 |
16 100 |
33 |
-3 177 |
-4 |
Пиломатериалы |
||||||
Производство, куб.м. |
17 546 |
- |
24 472 |
- |
7 825 |
- |
Товарная продукция без НДС, тыс.руб. |
35 988 |
11 |
46 556 |
11 |
8 377 |
2 |
Выручка без НДС, тыс.руб. |
41 884 |
12 |
51 835 |
12 |
16 916 |
4 |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
-5 400 |
-6 |
-21 912 |
-45 |
-7 767 |
-11 |
Мебельный щит |
||||||
Производство, куб.м. |
- |
- |
2 775 |
- |
2 088 |
- |
Товарная продукция без НДС, тыс.руб. |
- |
0 |
75 083 |
17 |
46 877 |
12 |
Выручка без НДС, тыс.руб. |
- |
0 |
67 985 |
16 |
51 786 |
12 |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
- |
0 |
4 904 |
10 |
5 153 |
7 |
Итог |
||||||
Товарная продукция без НДС , тыс.руб. |
322 418 |
- |
441 008 |
- |
404 665 |
- |
Выручка без НДС , тыс.руб. |
358 709 |
- |
432 738 |
- |
441 574 |
- |
Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб. |
84 371 |
- |
49 165 |
- |
73 060 |
- |
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что по всем видам продукции, кроме пиломатериалов и мебельного щита, в рассматриваемый период наблюдается рост производства продукции. Данная ситуация объясняется некоторым снижение цены на внешнем рынке на мебельный щит и как следствие ограничение выпуска по данной СХЕ. Выпуск и производство пиломатериалов ограничено в связи с резким падением цены на мировых рынках, и увеличением отпускных цен на сырье - деловую древесину.
Маржинальная прибыль1 2 уровня пиломатериалов имеет отрицательное значение – на начало 2008г. Принято решение о сокращении лесопильного производства до одной смены и производство пиломатериалов переводится во вспомогательное, т.е. производство полуфабрикатов, для закрытия потребностей других производств в обрезных и не обрезных пиломатериалах.
Так же можно отметить, что продукты имеют разную маржинальную рентабельность. Большую долю прибыли приносят ДСП и лыжи. Паркетное производство занимает третье ме1 - Маржинальная прибыль2 уровня – разница между ценой реализации и цеховой себестоимостью.
сто по маржинальной прибыли, вплоть до 2007г. Маржинальный убыток 2007г. объясняется резким ростом цеховых затрат, обусловленных модернизацией производства и сокращением объемов производства, связанного с переоборудованием паркетного производства.
На формирование финансового результата ОАО «НЛК» огромное влияние оказывает сортиментное наполнение продуктов. В приложении В представлена взаимосвязь между продуктовой линейкой и финансовым результатом по данным среднемесячных показаний за 2005 – 2007 гг.
Из приложения В видно, что высокие показатели прибыли полностью синхронны с ростом продаж лыжной продукции. Так же можно сделать вывод, что роль ДСП в получении финансового результата велика, но характер ее другой. Если доля ДСП меньше объемов точки безубыточности 4 тыс. куб.метров, то никакое соотношение других товаров не перекрывает убыток от данного продукта. Продажи паркета тоже имеют сезонный характер, но в совокупности с лыжной продукцией нивелируют фактор календарного периода.
Поэтому в более детально рассмотрим СХЕ - лыжи, паркет и ДСП.
4.1 Анализ и оценка рыночных возможностей стратегической хозяйственной единицы- древесно-стружечная плита
Качественные показатели - ГОСТ 10632-89, марки П-А, П-Б, формата 3500х1500х16 мм.
Мощность - 65 тыс. куб. м в год, год запуска производства - 1962г.
Область применения - мебельная промышленность, строительство, внутренняя отделка помещений.
Достоинствами и преимуществами ДСП являются - утилизирующая технология
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.