Анализ и оценка рыночных возможностей предприятия. Основные показатели выпуска стратегических хозяйственных единиц

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4  Анализ и оценка рыночных возможностей предприятия

В настоящее время конкуренция на рынках промышленной продукции все больше обостряется, как со стороны внутренних, так и со стороны зарубежных производителей. В поисках эффективных инструментов укрепления собственных рыночных позиций, все большее число производителей приходит к необходимости разработки собственных долгосрочных программ развития и все чаще обращается к концепциям стратегического промышленного маркетинга.

В настоящий момент ОАО «Нововятский лыжный комбинат» объединил под своей крышей пять различных производств, которые являются основными стратегическими хозяйственные единицами (СХЕ) предприятия. Стратегическая хозяйственная единица – это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции, с концентрацией на конкретном рынке. На комбинате это производство ДСП, паркетной доски, пиломатериалов, лыж и мебельного щита. Каждое производство выпускает определенный ассортимент продукции, имеющий свой целевой рынок, собственную стратегию и ресурсы. Обозначим данные единицы как СХЕ (ДСП), СХЕ (лыжи), СХЕ (паркетная доска), СХЕ (пиломатериал), СХЕ (мебельный щит).

Продукция предприятия очень разноплановая, имеет разный уровень прибыльности в разрезе продуктов. Конечный финансовый результат предприятия во многом зависит от продуктовой линейки, выбранной предприятием. В таблице 4.1 приведены основные показатели в разрезе продуктов.

Таблица 4.1 – Основные показатели выпуска стратегических хозяйственных единиц

Показатели выпуска СХЕ 

2005г.

доля СХЕ, %

2006г.

доля СХЕ, %

2007г.

доля СХЕ, %

Лыжи

Производство, шт.

154 519

-

199 583

-

170 173

-

Товарная продукция без НДС, тыс.руб.

61 029

19

77 433

18

81 834

20

Выручка без НДС, тыс.руб.

68 355

19

80 869

19

77 434

18

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

29 883

35

33 203

68

35 598

49

ДСП

Производство, куб.м.

43 318

-

39 329

-

39 177

-

Товарная продукция без НДС, тыс.руб.

120 545

37

125 153

28

131 495

32

Выручка без НДС, тыс.руб.

133 577

37

131 329

30

150 971

34

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

35 947

43

39 942

81

36 166

50

ГКЭ и ДОМ

Производство, куб.м.

4 083

-

4 286

-

4 786

-

Товарная продукция без НДС, тыс.руб.

53 849

17

61 023

14

66 939

17

Выручка без НДС, тыс.руб.

57 379

16

61 829

14

70 245

16

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

9 451

11

10 501

21

7 087

10

Паркетная доска

Производство, кв.м.

146 522

-

141 701

-

151 348

-

Товарная продукция без НДС, тыс.руб.

51 006

16

55 760

13

69 144

17

Выручка без НДС, тыс.руб.

54 039

15

38 316

9

74 222

17

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

14 490

17

16 100

33

-3 177

-4

Пиломатериалы

Производство, куб.м.

17 546

-

24 472

-

7 825

-

Товарная продукция без НДС, тыс.руб.

35 988

11

46 556

11

8 377

2

Выручка без НДС, тыс.руб.

41 884

12

51 835

12

16 916

4

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

-5 400

-6

-21 912

-45

-7 767

-11

Мебельный щит 

Производство, куб.м.

-

-

2 775

-

2 088

-

Товарная продукция без НДС, тыс.руб.

-

0

75 083

17

46 877

12

Выручка без НДС, тыс.руб.

-

0

67 985

16

51 786

12

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

-

0

4 904

10

5 153

7

Итог

Товарная продукция без НДС , тыс.руб.

322 418

-

441 008

-

404 665

-

Выручка без НДС , тыс.руб.

358 709

-

432 738

-

441 574

-

Маржинальная прибыль 2-го уровня, тыс.руб.

84 371

-

49 165

-

73 060

-

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что по всем видам продукции, кроме пиломатериалов и мебельного щита, в рассматриваемый период наблюдается рост производства продукции. Данная ситуация объясняется некоторым снижение цены на внешнем рынке на мебельный щит  и как следствие ограничение выпуска по данной СХЕ. Выпуск и производство  пиломатериалов ограничено в связи с резким падением цены на мировых рынках, и увеличением отпускных цен на сырье - деловую древесину.

Маржинальная прибыль1 2 уровня пиломатериалов имеет отрицательное значение – на начало 2008г. Принято решение о сокращении лесопильного производства до одной смены и производство пиломатериалов переводится во вспомогательное, т.е. производство полуфабрикатов, для закрытия потребностей других производств в обрезных   и не обрезных пиломатериалах.

Так же можно отметить, что продукты имеют разную маржинальную рентабельность. Большую долю прибыли приносят ДСП и лыжи. Паркетное производство занимает третье ме1 - Маржинальная прибыль2 уровня – разница между ценой реализации и цеховой себестоимостью.

сто по маржинальной прибыли, вплоть до 2007г. Маржинальный убыток 2007г. объясняется резким ростом  цеховых затрат, обусловленных модернизацией производства и сокращением объемов производства, связанного с переоборудованием паркетного производства.

На формирование финансового результата ОАО «НЛК» огромное влияние оказывает сортиментное наполнение продуктов. В приложении В представлена взаимосвязь между продуктовой линейкой и финансовым результатом по данным среднемесячных показаний за 2005 – 2007 гг.

Из приложения В видно, что высокие показатели прибыли полностью синхронны с ростом продаж лыжной продукции. Так же можно сделать вывод, что роль ДСП в получении финансового результата велика, но характер ее другой. Если доля ДСП меньше объемов точки безубыточности 4 тыс. куб.метров, то никакое соотношение других товаров не перекрывает убыток  от данного продукта. Продажи паркета тоже имеют сезонный характер, но в совокупности с лыжной продукцией нивелируют фактор календарного периода.

Поэтому в более детально рассмотрим СХЕ -  лыжи, паркет и ДСП.

4.1 Анализ и оценка рыночных возможностей стратегической хозяйственной единицы- древесно-стружечная плита

Качественные показатели  - ГОСТ 10632-89, марки П-А, П-Б, формата 3500х1500х16 мм.

Мощность - 65 тыс. куб. м в год, год запуска производства - 1962г.

Область применения - мебельная промышленность, строительство, внутренняя отделка помещений.

Достоинствами и преимуществами ДСП являются  - утилизирующая технология

Похожие материалы

Информация о работе