упаковкой понимают вместилище или оболочку для товара. Использование упаковки в качестве средства маркетинга подразумевает под собой разработку ее дизайна и учет особенностей производства.
Активному применению упаковки в современных рыночных условиях способствуют различные факторы:
- самообслуживание в торговле;
- рост достатка потребителей;
- образ фирмы и марки;
- возможности новаторства [6].
Важным направлением разработки товарной стратегии является ассортиментная политика предприятия.
Товарный ассортимент—группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью. Под широтой понимают количество ассортиментных групп, под глубиной — количество позиций в каждой ассортиментной группе. Сопоставимость представляет собой соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения, цен.
Главной задачей товарной политики предприятия является принятие следующих принципиальных решений относительно ассортимента:
- изъятие нерентабельных видов продукции;
- создание новых продуктов;
- совершенствование уже выпускаемых продуктов;
- создание новых разновидностей продукта.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности—научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса [8].
1.5. Оценка уровня конкурентоспособности товара и производства
Конкурентоспособность товара – это комплексный показатель, имеющий количественную характеристику, определяющий возможность товара удовлетворять требования потребителей при сохранении или увеличении реальных доходов потребителей.
Это понятие может рассматриваться с трех точек зрения:
- коммерческая конкурентоспособность – определяется доступностью товара, возможностью его нормальной эксплуатации;
- нормативно-правовая – возможность безопасной эксплуатации изделия;
- технико-экономическая – определяется техническими характеристиками продукта и затратами на производство и сбыт, этот аспект формирует цену товара.
Необходимым условием конкурентоспособности является запас конкурентоспособности. Он определяется ценностью товара для потребителей, которая, в свою очередь, определяется через максимальную цену, которую готов заплатить потребитель [10].
Оценка конкурентоспособности начинается с обоснования цели (обеспечить постоянную привлекательность товара на рынке, наделить товар преимуществами по сравнению с товарами конкурентов). Задачами оценки могут быть производство нового товара, повышение конкурентоспособности существующего товара, оценка перспективы конкурентоспособного статуса.
Затем осуществляется сбор и исследование данных о рынке, покупателях, конкурентах. Определяются требования к эталону (эталоном может служить лучший из существующих на рынке товаров, абстрактный образец, товар, который находится в стадии разработки). Выбираются параметры оценки и проводится непосредственно оценка (по нормативным показателям, потребительским, техническим, экономическим). На основе полученных данных рассчитывается обобщенный показатель конкурентоспособности товара и делаются выводы об уровне конкурентоспособности товара и его дальнейшей судьбе.
Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
КИ = КN * КТ / КЭ (2), где
КИ - интегральный показатель конкурентоспособности;
КN – показатель конкурентоспособности по нормативным показателям;
КТ - показатель конкурентоспособности по техническим показателям;
КЭ- показатель конкурентоспособности по экономическим показателям.
КN = NiТ/NiЭ (3), где
NiТ – величина нормативного показателя товара фирмы;
NiЭ – величина нормативного показателя товара-эталона.
Коэффициенты КТ и КЭ рассчитываются аналогичным образом.
Если интегральный показатель конкурентоспособности больше единицы, то товар конкурентоспособен; если меньше, то товар не конкурентоспособен; если равен единице, то конкурентоспособность товара равна конкурентоспособности эталона.
На практике часто применяется упрощенный расчет конкурентоспособности. Используется балльная оценка показателей. Величина показателей для эталона принимается за единицу, для исследуемого товара или производства – доля единицы. Все показатели делят на группы, например, экономические и потребительские. Показатель конкурентоспособности по группе рассчитывается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.