ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Анализ развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания; несовершенстве поиска номинативных единиц (часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению).
Результаты исследования И.Ю. Кондратенко эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями показали, что данный вид лексики используется дошкольниками фрагментарно и лишь в устойчивых, стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности[13].
Развитие эмоциональной и перцептивной сферы у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний (Н.Л. Кряжева) [14].
Развитие эмоциональной и перцептивной сферы у детей с нарушениями речи подразумевает обучение умению общаться, повышению уверенности в себе, овладению навыками саморегуляции, с целью умения адаптироваться в оказавшейся среде, как в школе, так и затем во взрослой жизни (И.А. Поварова) [23].
Актуальность данной проблемы определила выбор темы: «Особенности формирования эмоциональной лексики, эмоций и перцептивной чувствительности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы формирования эмоциональной лексики, эмоций и перцептивной чувствительности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: эмоциональная лексика, эмоции и перцептивная чувствительность у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования эмоциональной лексики, эмоции и перцептивной чувствительности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет оптимизирована посредством включения в логопедическую работу коррекционно-развивающих упражнений по развитию эмоций и перцептивной чувствительности.
Задачи исследования:
1) Изучить научную и методическую литературу по проблеме особенностей формирования эмоциональной лексики, эмоции и перцептивной чувствительности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2) Подобрать диагностический материал для исследования эмоций, перцептивной чувствительности и эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и провести констатирующий эксперимент.
3) Организовать и провести диагностику перцептивной чувствительности и эмоций, эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4) Дать рекомендации по формированию эмоционально-чувствительной сферы у дошкольников с ОНР III уровня.
Методы исследования:сравнительный,наблюдения, экспериментальный,биографический,интерпретационный метод (способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями), количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическую основу работы составили труды И.Ю. Кондратенко, Г.А Ванюхиной, Е.П.Ильина, А.Г. Маклакова, Б.И. Ткаченко.
База исследования: логопедический пункт при Консультативно-диагностической поликлинике Детской Краевой клинической больницы г. Хабаровска. В исследовании приняли участие дети с ОНР дошкольного возраста в количестве 5 человек и дети с нормальным речевым развитием 5 человек. Исследование проводилась с июня по август 2011 г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении представлены предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи, гипотеза работы. В первой главе раскрывается сущность понятий «эмоция» и «перцептивная чувствительность», «эмоциональная лексика», а также особенности диагностики. Во второй главе описывается организация эксперимента, формирование эмоциональной лексики, эмоции и перцептивной чувствительности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В заключении сделаны теоретические выводы по двум главам работы. В приложении представлена диаграммы «успешность использования детьми средств лицевой экспрессии», «интонационная сторона речи детей при передаче эмоциональных состояний», «употребление детьми синонимов в области эмоциональной лексики», «частота употребления детьми частей речи при составлении рассказа по картинке», «употребление детьми антонимов и синонимов в области нейтральной лексики», «употребление детьми частей речи при составлении рассказов» и схема содержательно-оценочных критериев психолого-педагогической диагностики сенсорно-перцептивных способностей по материалам индивидуальной карты развития. В заключении сделаны теоретические выводы по двум главам работы. Список литературы включает 34 источника.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§ 1.1. Значение эмоций и перцептивной чувствительности в лексико-речевом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.