Решение системы уравнений методом Гаусса. Метод простых итераций. Процесс итераций для нахождения корней СЛАУ

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1                                                                                                               3

Задание 2                                                                                                               7

Задание 3                                                                                                             10

Задание 4                                                                                                             15

Список использованной литературы                                                                17

1.  Решить систему уравнений методом Гаусса

Исходные данные:

A=         =

Перепишем систему уравнений в матричном виде и решим его методом Гаусса

Получили единицу в 1-ом столбце, разделив 1-ую строку на 12

Для обнуления 1 элемента во 2-ой строке, от 2 строки отнимаем 1 строку, умноженную соответственно на 5.

Для обнуления 1 элемента в 3-ей строке, от 3 строки отнимаем 1 строку, умноженную соответственно на 2.

Для получения 1 на главной диагонали во 2-ой строке, разделим ее на 119/12.

Для обнуления 2 элемента 3 строки, умножим ее на -17/6 и вычтем ее из 3.

Для получения 1 на главной диагонали, разделим 3 строку на 76/7

Закончился прямой ход метода Гаусса. Эта матрица соответствует системе:

 

Последнее уравнение сразу даёт z =2/19.Подставляем найденное  z во второе уравнение и находим y, соответственно также находим и x.

Окончательно СЛАУ можно записать:

 

Определитель системы равен произведению тех элементов главной  диагонали, на которые мы делили строки:

=12*119/12*76/7=1292

Нахождение обратной матрицы методом Жордано-Гаусса относится к точным (прямым) методам.

Возьмём две матрицы: саму A и единичную E. Приведём матрицу A к единичной матрице методом Гаусса—Жордана.

После применения каждой операции к первой матрице применим ту же операцию ко второй. Когда приведение первой матрицы к единичному виду будет завершено, вторая матрица окажется равной A-1.

Запишем систему в виде:

A/E=

Последовательно будем выбирать разрешающий элемент, который лежит на главной диагонали матрицы. Разрешающий элемент равен 12.

На месте разрешающего элемента получаем 1, а в самом столбце  записываем нули.

Все остальные элементы матрицы, включая элементы столбца B, определяются по правилу прямоугольника.

Для этого выбираем четыре числа, которые расположены в вершинах прямоугольника и всегда включают разрешающий элемент .

Получим 1, разделив 1 строку на 12.

A/E=

Помножим 1 строку на 5 и вычтем ее из 2 строки.

A/E=

Умножим 1 строку на 2 и вычтем ее из 3-й строки.

A/E=

Разделим 2 строку на 119/12, для получения 1 во 2 столбце.

A/E=

Получим 0 в 3 строке, умножив 2 строку на -17/6  и вычтем её из 3 строки.

A/E=

Разделим 3 строку на 76/7 и получим 1 на главной диагонали.

A/E=

Закончился прямой ход метода Гаусса.  Начинаем обратный ход, в котором обнулим все элементы, лежащие  выше главной диагонали в левой подматрице.

Умножим 3 строку на -2/7, вычтем  её из 2 строки и получим:

A/E=

Умножим 2 строку на 5/12 и вычтем ее из 1 строки:

A/E=

Умножим 3 строку на 1/6 и вычтем ее из 1 строки:

A/E=

Процесс преобразования  (и обратный ход метода Гаусса тоже)  закончен. Та матрица, которая стоит в правой части расширенной матрицы  и есть искомая обратная матрица:


2.Решить систему линейных алгебраических уравнений методом простых итераций.

В=       с = С заданной точностью   ε=10-3 

Составим систему линейных уравнений

 

В данной системе уравнений, диагональные элементы оставим слева от знака равно, а все остальные перенесем вправо.

 

Разделим первую и вторую  строку на «22»,  третью на «6», четвертую на «14».

В=       с =

Вычислим норму матрицы В и вектора ß.

 

 

Так как норма матрицы В меньше 1, запишем итерационный процесс.

                  (2.1)

Итерационный процесс будет сходиться к точному решению искомой системы. За начальный вектор возьмем x1= ß,  получим:

                                                                                (2.2)

X2  получается путем подстановки численного вектора  (1) во (2) систему линейных алгебраических уравнений.

 

Оценим погрешность найденных значений вектора  х2

                                                                                              (2.3)

= =0.496/(1-0.496 =0.983

=0.742

Проведем еще несколько итераций, процесс продолжается пока вычисляемая погрешность  не будет равна . Сведем данные в таблицу.

Таблица 2.1 - Процесс итераций для нахождения корней СЛАУ

1

2

3

4

5

6

7

x

0,091

0,088

0,138

0,129

0,133

0,132

0,132

y

1,000

0,258

0,225

0,196

0,198

0,196

0,197

z

0,000

0,306

0,543

0,541

0,555

0,553

0,554

f

0,071

0,136

0,168

0,150

0,152

0,151

0,151

ε

0,9828326

0,487162

0,241472

0,119691

0,059327

0,029407

δ

0,742

0,033

0,029

0,003

0,002

0,0003

Процесс сходиться на 7 шаге, если подставить значения в компонент

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.