РАЗРАБОТКА ПРОЕКЦИИ КОРПУС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА И РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ПЛАВУЧЕСТИ
При разработке проекции "корпус" теоретического чертежа проектируемого судна рекомендуется применить аффинное преобразование чертежа прототипа.
Расчет элементов судна по теоретическому чертежу выполняется в виде таблицы формы 3.
Форма 3
Расчет элементов подводной части судна
Номер шпангоута |
Ординаты i-го шпангоута поj-ой ватерлинии, м |
Сумма ординат строки |
Поправка к сумме ординат строки |
Исправл. сумма |
Площедь шпанг. |
||||
i |
0,000 |
1,000 |
2,000 |
3,000 |
4,000 |
||||
0 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
1 |
0,000 |
0,400 |
0,900 |
1,300 |
1,700 |
4,300 |
0,850 |
3,450 |
4,226 |
2 |
0,700 |
1,900 |
2,600 |
2,900 |
3,400 |
11,500 |
2,050 |
9,450 |
11,576 |
3 |
1,900 |
3,500 |
4,300 |
4,600 |
4,900 |
19,200 |
3,400 |
15,800 |
19,355 |
4 |
4,000 |
4,900 |
5,300 |
5,500 |
5,700 |
25,400 |
4,850 |
20,550 |
25,174 |
5 |
4,700 |
5,500 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
27,700 |
5,275 |
22,425 |
27,471 |
6 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
7 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
8 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
9 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
10 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
11 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
12 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
13 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
14 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
15 |
5,200 |
5,800 |
5,850 |
5,850 |
5,850 |
28,550 |
5,525 |
23,025 |
28,206 |
16 |
0,600 |
5,500 |
5,820 |
5,850 |
5,850 |
23,620 |
3,225 |
20,395 |
24,984 |
17 |
0,200 |
4,650 |
5,450 |
5,700 |
5,850 |
21,850 |
3,025 |
18,825 |
23,061 |
18 |
0,000 |
1,750 |
3,800 |
5,000 |
5,500 |
16,050 |
2,750 |
13,300 |
16,293 |
19 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
2,200 |
4,600 |
6,800 |
2,300 |
4,500 |
5,513 |
20 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Сумма ординат столбцов |
64,100 |
86,100 |
92,470 |
97,400 |
101,850 |
439,708 |
|||
Поправка к сумме столбцов |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|||
Исправленная сумма |
64,100 |
86,100 |
92,470 |
97,400 |
101,850 |
439,708 |
|||
Площадь ватерлинии |
1426,866 |
1916,586 |
2058,382 |
2168,124 |
2267,181 |
9837,139 |
1847,024 |
7990,116 |
4893,946 |
5. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА ОБЩЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ, РАСЧЕТ КООРДИНАТ ЦМ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ УДИФФЕРЕНТОВКА СУДНА
Определение координат центра масс ведется в виде таблицы формы 4.
Форма 4
Определение координат центра масс
Наименование статей нагрузки |
Масса |
Отстояние центра масс в метрах от |
Статические моменты масс, тм |
||
mi, т |
миделя xgi |
основной zgi |
mi xgi |
mi zgi |
|
1. Масса по статье «Корпус» |
253,6 |
-5,8 |
2,16 |
-1470,9 |
547,4 |
2. Масса по статье «Механизмы МО» |
14,6 |
-27,74 |
1.7 |
-2321.3 |
125.1 |
3. Топливо и смазка |
90.41 |
-27 |
2 |
-2432.9 |
180.8 |
4. Дедвейт чистый |
1379.7 |
6.6 |
1.9 |
9106.02 |
26214.4 |
5. Запас водоизмещения |
34.7 |
-13.3 |
5.7 |
-461.5 |
197.48 |
6. Итого судно в грузу |
1771 |
1.5 |
2 |
2671.4 |
4540.6 |
Значения xgx , zgx , xgм определяются как:
xgx=-(0,065-0,08)L=-0,07*89.5=-6,2;
zgx=(0,75-0,95)L=0,8*89.5=7.2;
zgм=(0,5-0,6)Н=0,5*3,42=1.7. (5.3)
Координаты центра массы запаса водоизмещения принимаются равными координатам судна порожнем и определяются как хgo=(mx*xgx+mм*zgм)/(mx+mм);
zgo=(mx*zgx+mм*zgм)/(mx+mм); (5.4)
хgo=(-1218.9-2321.3)/(196.6+69.5)=-13.3;
zgo=(1415.5+125.1)/(196.6+69.5)=5.7;
Величины хg и zg для судна в полном грузу находятся по формулам:
xg=∑mi*xgi/D=2671.4/1771=1.5;
zg=∑mi*zgi/D =4540.6/1771=2.5. (5.5)
6. ПРОВЕРКА ОСТОЙЧИВОСТИ ПО ОСНОВНОМУ КРИТЕРИЮ НОРМ РЕЧНОГО РЕГИСТРА
Остойчивость судна считается достаточной, если выполняется условие:
Мкр≤Мдоп, (6.1)
где Мкр - кренящий момент от динамического действия ветра, кНм;
Мдоп - предельно допустимый момент при динамических наклонениях, кНм.
Кренящий момент от динамического действия ветра определяется по выражению:
Мкр=0.001 р Snz, (6.2)
где р - условное динамическое давление ветра (находится по табл. 6.1);
Sn - площадь парусности боковой поверхности, м2;
z - приведенное плечо кренящей пары, м: z=zr+a1a2T (6.3)
zr=zn-T - возвышение центра парусности над действующей ватерлинией;
a1,a2 - поправочные коэффициенты, определяемые по табл. 6.2, 6.3.
a1 =0,81,a2 =0.58.
Площадь парусности боковой поверхности судна Sn и аппликата центра парусности rn рассчитываются в табличной форме 5.
Форма 5
Определение площади и аппликата центра парусности
Наименование площади |
Si ,м2 |
Возвышение центра парусности над ОЛ, zi , м |
Статический момент Si zi , м3 |
Надводный борт |
190 |
1,35 |
323 |
Фальшборт и комингс грузовых люков |
56 |
1,85 |
123,2 |
Надстройка 1 – яруса |
40 |
2,5 |
116 |
Надстройка 2 – яруса |
22 |
4,9 |
116,6 |
Рубка |
13 |
13 |
169 |
Труба |
6 |
6 |
36 |
Итого |
327 |
- |
883,6 |
Учитывая несплошные поверхности:
Sn= 1.05∑Si (6.3) zn = 1.1∑Sizi/Sn (6.4)
Sn= 1.05*327 = 343,4
zn = 1.1*883,6/343,4=2,8 м,
Мкр=0.001*157*343,4*1,7=91,6.
Для определения предельно - допустимого кренящего момента Мдоп необходимо построить диаграмму статической остойчивости судна. Плечи остойчивости находятся по приближенной формуле:
l =yc90f1(θ)+ zc90f2(θ)+ rf3(θ)- aSinθ , (6.5)
где yc90 , zc90 - координаты центра величины судна, условно накрененного на 90°, вычисляются по формулам:
yc90 =(1-0.95 Т/Н) В/2; (6.6)
zc90 =0.64Н(1 - 1.15Т/Н); (6.7) малый метацентрический радиус r равен: r = α 2В2 /11.4δТ; (6.8) возвышение центра тяжести над центром величины: а=rg – zc ; (6.9)
yc90 =(1-0.95*2/3.4)*11.7/2=2.6;
zc90 =0.64*347(1 - 1.15*2/3.4)=0.9;
r = 5.8;
а=2-0,9=1,1.
Плечи остойчивости l рассчитываются в таблице формы 6, где приводятся и значения тригонометрических функций f1(θ), f2(θ), f3(θ).
Форма 6
Определение плеч статической остойчивости
Θ0 |
f1(θ) |
f2(θ) |
f3(θ) |
3,79 |
1,20 |
7,50 |
Sinθ |
1,65 |
lф |
l |
1,00 |
2,00 |
3,00 |
4,00 |
5,00 |
6,00 |
7,00 |
8,00 |
9,00 |
10,00 |
11,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
10,00 |
0,12 |
-0,05 |
0,12 |
0,312 |
-0,045 |
0,667 |
0,17 |
0,191 |
0,934 |
0,743 |
20,00 |
0,41 |
-0,16 |
0,15 |
1,066 |
-0,144 |
0,87 |
0,34 |
0,376 |
1,792 |
1,416 |
30,00 |
0,74 |
-0,25 |
0,11 |
1,924 |
-0,255 |
0,638 |
0,50 |
0,55 |
2,337 |
1,787 |
40,00 |
0,99 |
-0,32 |
0,04 |
2,574 |
-0,288 |
0,232 |
0,64 |
0,707 |
2,518 |
1,811 |
50,00 |
1,12 |
-0,25 |
-0,02 |
2,912 |
-0,225 |
-0,11 |
0,77 |
0,843 |
2,571 |
1,728 |
60,00 |
1,08 |
-0,08 |
-0,06 |
2,808 |
-0,072 |
-0,34 |
0,87 |
0,953 |
2,388 |
1,435 |
70,00 |
0,85 |
0,20 |
-0,06 |
2,21 |
0,18 |
-0,34 |
0,94 |
1,034 |
2,042 |
1,035 |
80,00 |
0,47 |
0,58 |
-0,08 |
1,22 |
0,522 |
-0,46 |
0,99 |
1,084 |
1,28 |
0,196 |
По результатам расчета в таблице формы 6 строится диаграмма остойчивости (Рида).
Для определения плеча допустимого момента необходимо предварительно найти угол заливания θзал и амплитуду качки θm . Амплитуда качки определяется в соответствии с указаниями Правил РР РСФСР, согласно которым:
Θm=f(m), где m=m1m2m3; m1=m0/(h0)1/2; h0=r+zc-zg; n1=(h0/V1/3)/(zg/B);
h0=5.8+0.9-2=4.78;
n1=(4.78/7990,1161/3)/(2/11.76)=1.4; m1=3/(4.78)1/2=1.4;
m0=3; m2=0.87; m3=0.66.
m=1.4*0.87*0.66=0.8.
Θm=13 (по таблице 6.7, методического указания)
Угол заливания Θзал соответствует углу, при котором начинается заливание водой незакрытых отверстий (иллюминаторов, люков, дверей и т.п.) . Он определяется при заливании через иллюминатор:
tgΘзал =(hнкл - 0.075) / 0.5В=(1.2-0.075)/0.5*11.76=0.19 (6.10)
Θзал=10.83, где hнкл -возвышение нижней кромки иллюминатора над КВЛ, м.
При заливании через комингс люка или двери угол заливания Θзал находится по формуле:
tgΘзал =(Н-Т+hк)/(0.5B-bпр)=(3,4-2+1,2)/(0,5*11,76-1,2)=0,5, (6.11)
Θзал=29,1, где hk-высота комингса, м.
bпр - расстояние от комингса до борта, м.
Максимальное из найденных значений Θзал откладывается по оси абсцисс диаграммы Рида вправо, а Θm влево.
Допустимый кренящий момент рассчитывается по формуле:
Мдоп = gDlдоп, (6.12)
lдоп=0.5; Мдоп = 9.81*1774,7*0.6=10446
Мкр ≤Мдоп, 91.6<9405.8
Остойчивость судна соответствует основным критерием норм РР РСФСР.
7. РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ СУДНА
Смоченная поверхность Ω, определяется по одной из приближенных формул:
Ω= LT(2+1.3(δ-0.274)B/T));
Ω=74.3*1.43(2+1.3(0.653-0.274)11.2/1.43)=626.9 м2.
Коэффициент сопротивления выступающих частей:
САР=0,2*10-3
Коэффициент, учитывающий шероховатость корпуса
ΔСF=0,6*10-3.
Кинетический коэффициент вязкости воды v=1.57*10-6 м2/с.
Форма 7
Расчет сопротивления воды движению судна
Расчетные величины |
Размерн. |
Численные значения |
||||
Скорость судна v |
м/с |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Число Рейнольдса Re |
- |
1.42 |
1.89 |
2.36 |
2.84 |
3.31 |
Число Фруда Fr |
- |
0.111 |
0.148 |
0.185 |
0.222 |
0.259 |
Экстраполятор трения Cf |
- |
2.06 |
1.95 |
1.89 |
1.84 |
1.8 |
Коэффициент волнового сопротивления Cw |
- |
0.003 |
0.02 |
0.08 |
0.26 |
0.64 |
Динамический коэф. A |
кН |
2.82 |
5.01 |
7.8 |
11.28 |
15.36 |
Сопротивление трения Rf |
кН |
7.5 |
12.7 |
19.4 |
27.5 |
36.9 |
Сопротивление формы Rvp |
кН |
0.4 |
0.6 |
0.97 |
1.4 |
1.9 |
Волновое сопротивление Rw |
кН |
0 |
0.1 |
0.6 |
2.9 |
9.8 |
Сопротивление выступающих частей RAP |
кН |
0.57 |
1.002 |
1.56 |
2.3 |
3.07 |
Полное сопротивление R |
Кн |
8.47 |
14.4 |
22.5 |
34.1 |
51.7 |
Коэффициент пропорциональности между сопротивлением трения и сопротивлением формы k
k=(22T/L-0.1)(0.132+(δ-0.4)2.5);
k=(22*0,019-(0.132+(0.653)2.5)=0.05
Коэффициент волнового сопротивления (при Fr≤0,1 Сw=0)
Сw= (2.23 – 0.325B/T+0.02B/T)((0.606-1.88(δ-0.4)2)*
*(Fr-0.1)4.2-9.6(δ-0.4)2+0.001(Fr-0.1)(15.5-3.53L/B+0.188(L/B)2.
По результатам расчета в зависимости от скорости строятся графики
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.