номинальному размеру и полям допусков, пользуясь данными таблиц 2 и 3, находим значения предельных отклонений посадочного отверстия втулки Æ40F8 и посадочной поверхности вала Æ40k6:
ES |
= |
+64 мкм=+0,064 мм; |
EI |
= |
+25 мкм=+0,025 мм; |
es |
= |
+18 мкм=+0,018 мм; |
ei |
= |
+2 мкм=+0,002 мм. |
Рассчитываем значения предельных размеров деталей соединения Æ40F8/k6:
Dmax |
= |
D+ES |
= |
40+(+0,064) |
= |
40,064 (мм); |
Dmin |
= |
D+EI |
= |
40+(+0,025) |
= |
40,025 (мм); |
dmax |
= |
d+es |
= |
40+(+0,018) |
= |
40,018 (мм); |
dmin |
= |
d+ei |
= |
40+(+0,002) |
= |
40,002 (мм). |
Находим допуски размеров отверстия Æ40F8 и вала Æ40k6:
TD |
= |
Dmax-Dmin |
= |
40,064-40,025 |
= |
0,039 (мм); |
Td |
= |
dmax-dmin |
= |
40,018-40,002 |
= |
0,016 (мм). |
Посадка F8/k6 является посадкой с гарантированным зазором, поэтому рассчитываем значения максимального и минимального зазоров:
Smax |
= |
Dmax-dmin |
= |
40,064-40,002 |
= |
0,062 (мм); |
Smin |
= |
Dmin-dmax |
= |
40,025-40,018 |
= |
0,007 (мм). |
Определяем допуск посадки:
TS |
= |
Smax-Smin |
= |
0,062-0,007 |
= |
0,055 (мм); |
Строим схему расположения полей допусков с указанием числовых значений всех параметров:
3. Для нормальной работы соединения требуется соблюдение формы сопрягаемых деталей. Так как поверхности цилиндрические, то находим величину отклонения от цилиндричности. Принимаем для данного соединения относительную геометрическую точность формы нормальную. По таблице 5 для 8 квалитета степень точности формы будет 7, для 6 квалитета степень точности формы установлена 5. Тогда по таблице 6 допуск цилиндричности для отверстия будет 20 мкм, а для вала – 8 мкм.
Для нормальной относительной геометрической точности допускаемые значения параметра шероховатости Ra в зависимости от допуска размера T(D, d) и формы устанавливаются из условия:
Ra £ 0,05T(D, d);
Для отверстия Æ40F8 граничное значение параметра Ra=0,05×0,039=0,00195 (мм). По таблице 7 подбираем значение Ra=2 мкм. Для вала Æ40k6 максимальное значение Ra=0,05×0,016=0,0008 (мм). По таблице окончательно выбираем Ra=0,8 мкм.
1. По таблице 96 /1/ определим размеры шарикового подшипника 308: d=40 мм, D=90 мм, B=23 мм.
2. Исходя из условий работы узла можно сделать вывод о том, что характер нагружения наружного кольца местный, а внутреннего – циркуляционный. В общем машиностроении используются подшипники 0 и 6 классов точности. Выберем подшипник нулевого класса точности. По таблицам 10, 11 выбираем предельные отклонения внешнего кольца Æ90 мм для l0 (0;-0,015) и внутреннего кольца Æ40 мм для L0 (0;-0,012).
При местном характере нагружения посадка внешнего кольца подшипника с корпусом должна быть с зазором, выбираем по таблице 12 поле допуска корпуса H7(+0,035;0), а при циркуляционном характере нагружения соединение внутреннего кольца подшипника с валом должно быть с натягом, поэтому по таблице 13 выбираем поле допуска вала m6 (+0,025;+0,009).
3. Определяем предельные размеры колец подшипника и предельные размеры и допуски посадочных поверхностей вала и корпуса:
-наружное кольцо подшипника Æ90l0 (0;-0,015):
Dm max=Dm+es=90+0=90 (мм);
Dm min=Dm+ei=90+(-0,015)=89,985 (мм);
TDm=0,015 (мм);
-внутреннее кольцо подшипника Æ40L0 (0;-0,012):
dm max=dm+ES=40+0=40 (мм);
dm min=dm+EI=40+(-0,012)=39,988 (мм);
Tdm=0,012 (мм);
-отверстие Æ90H7(+0,035;0):
Dmax=D+ES=90+0,035=90,035 (мм);
Dmin=D+EI=90+0=90 (мм);
TD=ES-EI=0,035-0=0,035 (мм);
-вал Æ40m6 (+0,025;+0,009):
dmax=d+es=40+0,025=40,025 (мм);
dmin=d+ei=40+0,009=40,009 (мм);
Td=es-ei=0,025-0,009=0,016 (мм);
Определяем предельные зазоры и натяги соединений:
-внутреннее кольцо подшипника - вал (L0/ m6) – посадка в системе отверстия с натягом:
Nmax=dmax – dm min=40,025-39,988=0,037 (мм);
Nmin=dmin – dm max=40,009-40=0,009 (мм);
TN=0,028 (мм);
-наружное кольцо подшипника – корпус (H7/ l0) – посадка в системе вала с зазором:
Smax= Dmax – Dm min=90,035-89,985=0,05 (мм);
Smin= Dmin – Dm max=90-90=0 (мм);
TS=0,05 (мм);
4. Строим схемы расположения полей допусков подшипникового соединения, указывая зазоры и натяги:
5. По таблице 15 определяем шероховатость посадочных поверхностей:
вала – Ra1,25 мкм;
отверстия – Ra2,5 мкм.
Отклонение от цилиндричности деталей под подшипники качения при повышенной относительной геометрической точности равно 0,2 от допуска на размер:
- допуск цилиндричности вала: 0,2×0,016=0,0032 (мм);
- допуск цилиндричности отверстия: 0,2×0,035=0,007 (мм);
Окончательно принимаем по таблице 9: для вала допуск цилиндричности 2,5 мкм, для отверстия – 6 мкм.
Задача 3 Расчёт посадок шпоночного соединения 6 – шестерня - корпус - вал
1. По диаметру вала в таблице 16 определяем размеры шпонки:
при d=50 мм: b=14 мм – ширина шпонки, h=9 мм – высота шпонки, t1=5,5 мм, t2=3,8 мм.
2. По таблице 17 для призматических шпонок при нормальном соединении поля допусков по размеру b принимаются следующие: для шпонки – 14h9 (0;– 0,043), для паза вала – 14N9 (0;– 0,043), для паза втулки – 14JS9 (+0,021;– 0,021).
Размеры вала (d – t1) и втулки (D+t2) ,будут иметь отклонения (таблица
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.