коэффициент, учитывающий распределение нагрузки, между зубьями при 8 степени точности и окружной скорости V = 0,061
KHδ = 1,05
KHβ = 1
Проверка контактных напряжений
δH = 470 = 644
выбираем материал для шестерни – Сталь 45 (улучшение) HB1 285, σт1 = 650 МПа колесо – Сталь 45 (улучшение) HB2 250, σт2 = 540 МПа
HB1 =360
HB2 =325
Определяем коэффициенты долговечности для шестерни и колеса
(6.1)
где: ZN1 – коэффициент долговечности для шестерни
NHG1 = 30·HB12,4
где: NHG1 – число циклов перемены напряжений
HB1 – твёрдость материала шестерни, HB
NHG1 = 30·3602,4 = 4.095·107
где: Nk=60·n1·Lh = 8.085·107 – число циклов перемены напряжений
nцmax = n1·Lh·0.6 = 8.085·105
nц1 = n1·0.4·Lh = 5,39*105
(6.2)
где: ZN2 – коэффициент долговечности для шестерни
NHG2 = 30·HB22,4
где: NHG2 – число циклов перемены напряжений
HB2 – твёрдость материала колеса, HB
NHG2 = 30·3252,4 = 3,204·107
Определяем допускаемые контактные напряжения
где: [σ]H1 – допускаемые контактные напряжения на шестерне, МПа
σHlim1 = 2·HB1+70, σHlim1 = 2·360+70 = 790
где: σHlim1 – предел контактной выносливости, Мпа
ZN1 – коэффициент долговечности для шестерни (см формулу 6.1)
ZR – коэффициент шероховатости
Zv – коэффициент окружной скорости
SH – коэффициент запаса прочности
где: [σ]H2 – допускаемые контактные напряжения на колесе, МПа
σHlim2 = 2·HB2+70, σHlim2 = 2·325+70 = 720
где: σHlim1 – предел контактной выносливости, МПа
ZN2 – коэффициент долговечности для шестерни (см формулу 6.2)
ZR – коэффициент шероховатости
Zv – коэффициент окружной скорости
SH – коэффициент запаса прочности
где: [σ]H – допускаемые контактные напряжения, МПа
[σ]H1 – допускаемые контактные напряжения на шестерне, МПа
[σ]H2 - допускаемые контактные напряжения на колесе, МПа
условие выполняется следовательно в дальнейших расчётах будем учитывать допускаемые контактные напряжения [σ]H
Определяем допускаемые напряжения изгиба
где: [σ]F1 – допускаемые напряжения изгиба для шестерни, МПа
σFlim1 =1,75·HB1, σFlim1 = 1,75·360=630
где: σFlim1 – предел выносливости, Мпа
где: YN1 – коэффициент долговечности
YR – коэффициент влияния шероховатости
Ya – коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки
SF – коэффициент запаса прочности
где: [σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба для колеса, МПа
σFlim2 =1,75·HB2, σFlim2 = 1,75·325=568,75
где: σFlim2 – предел выносливости, МПа
где: YN2 – коэффициент долговечности
YR – коэффициент влияния шероховатости
Ya – коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки
SF – коэффициент запаса прочности
для дальнейших расчётов принимаем минимальное из допускаемых напряжений изгиба т.е. [σ]F = [σ]F2 = 436
Определяем межосевое расстояние
где: awp – предварительное межосевое расстояние, мм
K – коэффициент поверхностной твердости К=10
где: v – окружная скорость, м/с
awp – предварительное межосевое расстояние, мм
назначаем 9 степеней точности табл 2.5 исходя из полученной скорости v
где: aw – межосевое расстояние, мм
Ка – коэффициент передачи
для косозубых и шевронных колес
ψba – коэффициент ширины колеса
принимаем коэффициент ширины- при несимметричном расположении колёс относительно опор
KH = Khb·Khv·Kha, где: Khb = 1+(Khbo-1)·Khw,
где: Khbo – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы передачи
Khw – коэффициент приработки зубьев
Khb = 1+(1,18-1)0,26=1,047-коэффициент динамики нагружения
коэфф неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий
Кha = 1+(Khao-1)·Khw, где: Khao =1+А·(nст-5), где: Кhao - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы передачи
nст – степень точности передачи (принимаем nст =7 исходя из выполнения дальнейшего условия)
A=0.25 – коэфф.
Khao = 1+0,25·(7-5) = 1,5 (<1,6)
Kha = 1+(1,5-1)·0,26= 1,13
KH = 1,047
принимаем межосевое расстояние по ГОСТ 6636-69 aw = 130, округлив до ближайшего стандартного
где: d2 – делительный диаметр колеса, мм
aw – межосевое расстояние, мм
b2 = ψba·aw, где: b2 – ширина колеса, мм
ψba – коэффициент ширины колеса
b2 = 0,3·130=39
округлим до ближайшего стандартного числа, принимаем b2 = 39м
где: mmax – максимальное значение модуля передачи, мм
где: mmin – минимальное значение модуля передачи, мм
KF = Kfv·Kfb·Khao, где: Kfv – коэффициент динамики нагружения
Kfb = 0,18+0,82·Khbo, где: Кfb – коэффициент неравномерности распределения нагрузки
Кfb = 0,18+0,82·1,18=1,148
КF = 1,11·1,148·1,5 = 1,91
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m =3 мм по стандартному ряду
где: βmin – минимальный угол наклона зубьев, ˚
где: zs - суммарное число зубьев
округляем в меньшую строну до ближайшего целого, принимаем zs = 83
где: β – угол наклона зубьев колеса, ˚
округляем по ряду предпочтительных чисел, принимаем β=18 ˚
где: z1 – число зубьев шестерни
z1 колеса делаем без смещения, принимаем x1=0, x2=0
где: z2 – число зубьев колеса
z2 = 16*4=64
фактическое передаточное число
где: uфзп – фактическое передаточное число зубчатой передачи
Размеры колёс
где d1 – делительный диаметр шестерни, мм принимаем d1 = 51мм
d2 = m·z2 , d2 = 192
где: d2 – делительный диаметр колеса, мм
y=-3,33 -коэффициент воспринимаемого смещения
x1=0
x2=0
da1 = 76,5
где: da1 – диаметр вершин зубьев шестерни, мм
df1 =43 где: df1 – диаметр впадин зубьев шестерни, мм
da2 = 218
где: da2 – диаметр вершин зубьев колеса, мм
где: df2 – диаметр впадин зубьев колеса, мм
df2 = 184,5
где: σH - расчётные контактные напряжения, МПа
условие выполняется т.е. передача по условию контактной прочности является работоспособной.
Ft=2·103·T2/d1, Ft = 2,655·103
где: Ft – окружная сила, Н
Fr = Ft·0,364/cosβ, Fr = 1,016*103
где: Fr – радиальная сила, Н
Fa = Ft·cosβ, Fa = 2,525*103
; где: σF2 – расчётное напряжение изгиба, МПа
[σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба, МПа
- приведенное число зубьев
YFS2 – коэффициент формы зуба,
– коэффициент угла наклона зубьев
Ye – коэффициент перекрытия зубьев,
<436
Условие выполняется, т.е. зубья выдержат напряжения изгиба.
; где: σF2 – расчётное напряжение изгиба, МПа
- приведенное число зубьев
YFS1 – коэффициент формы зуба шестерни
Условие выполняется, т.е. зубья выдержат напряжения изгиба.
Проверим напряжение изгиба зубьев
KFx = 1
N = 0,25
KFU = 1,04
ZV1 = = 9.1
ZV2 = = 467
допустимое напряжение на изгиб
σF1 = ·KFα·KFv·KFβ = 1100 МПа
- принимаем исходя из конструктивных размеров муфты
dп = d+2t= 17+2·3 =23 мм – диаметр под подшипник где: t – высота заплечика
t =3
предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный однорядный средней серии диаметров внутреннего кольца 25
dбп = dп + 3r = 25+3·1,5 = 29.5 мм – диаметр буртика где: r = 1,5 – фаска подшипника
f =1,5
Принимаем стандартное значение d3 = 28 мм
dп = d3 + 2·t = 28+2·3=34мм – диаметр вала под подшипник где: t – высота заплечика
t =3
предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный однорядный средней серии с диаметром внутреннего кольца 35
dп =35
dк = dп+3r = 35+3·1,5 = 39,5 мм – диаметр под колесо
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.