Энергетический и кинематический расчет привода. Проектировочный расчёт конической передачи. Проверочный расчёт зубчатой передачи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

коэффициент, учитывающий распределение нагрузки, между зубьями при 8 степени точности и окружной скорости V = 0,061

KHδ = 1,05

KHβ = 1

Проверка контактных напряжений

δH = 470 =  644

4 Проектный расчет зубчатой передачи

выбираем материал для шестерни – Сталь 45 (улучшение) HB1 285, σт1 = 650 МПа колесо – Сталь 45 (улучшение) HB2 250, σт2 = 540 МПа

HB1 =360

HB2 =325

Определяем коэффициенты долговечности для шестерни и колеса

                   (6.1)

где:    ZN1 – коэффициент долговечности для шестерни

NHG1 = 30·HB12,4

где:    NHG1 – число циклов перемены напряжений

HB1 – твёрдость материала шестерни, HB

NHG1 = 30·3602,4 = 4.095·107

где:    Nk=60·n1·Lh = 8.085·107 – число циклов перемены напряжений

nцmax = n1·Lh·0.6 = 8.085·105

nц1 = n1·0.4·Lh = 5,39*105

 

                                      (6.2)

где:    ZN2 – коэффициент долговечности для шестерни

NHG2 = 30·HB22,4

где:    NHG2 – число циклов перемены напряжений

HB2 – твёрдость материала колеса, HB

NHG2 = 30·3252,4 = 3,204·107

Определяем допускаемые контактные напряжения

где:    [σ]H1 – допускаемые контактные напряжения на шестерне, МПа

σHlim1 = 2·HB1+70,         σHlim1 = 2·360+70 = 790

где:    σHlim1 – предел контактной выносливости, Мпа

ZN1 – коэффициент долговечности для шестерни (см формулу 6.1)

ZR – коэффициент шероховатости

Zv – коэффициент окружной скорости

SH – коэффициент запаса прочности

где:    [σ]H2 – допускаемые контактные напряжения на колесе, МПа

σHlim2 = 2·HB2+70,         σHlim2 = 2·325+70 = 720

где:    σHlim1 – предел контактной выносливости, МПа

ZN2 – коэффициент долговечности для шестерни (см формулу 6.2)

ZR – коэффициент шероховатости

Zv – коэффициент окружной скорости

SH – коэффициент запаса прочности

где:    [σ]H – допускаемые контактные напряжения, МПа

[σ]H1 – допускаемые контактные напряжения на шестерне, МПа

               [σ]H2 - допускаемые контактные напряжения на колесе, МПа

условие выполняется следовательно в дальнейших расчётах будем учитывать допускаемые контактные напряжения [σ]H

Определяем допускаемые напряжения изгиба

где:    [σ]F1 – допускаемые напряжения изгиба для шестерни, МПа

σFlim1 =1,75·HB1,  σFlim1 = 1,75·360=630

где:    σFlim1 – предел выносливости, Мпа

       

где:    YN1 – коэффициент долговечности

YR – коэффициент влияния шероховатости 

Ya – коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки

SF – коэффициент запаса прочности

где:    [σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба для колеса, МПа

σFlim2 =1,75·HB2,  σFlim2 = 1,75·325=568,75

где:    σFlim2 – предел выносливости, МПа

      

где:    YN2 – коэффициент долговечности           

YR – коэффициент влияния шероховатости

Ya – коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки

SF – коэффициент запаса прочности

для дальнейших расчётов принимаем минимальное из допускаемых напряжений изгиба т.е. [σ]F = [σ]F2 = 436

Определяем межосевое расстояние

где:    awp – предварительное межосевое расстояние, мм

K – коэффициент поверхностной твердости К=10

где:    v – окружная скорость, м/с

awp – предварительное межосевое расстояние, мм

 

назначаем 9 степеней точности табл 2.5 исходя из полученной скорости v

где:    aw – межосевое расстояние, мм   

Ка – коэффициент передачи

   для косозубых и шевронных колес

ψba – коэффициент ширины колеса

принимаем коэффициент ширины- при несимметричном расположении колёс относительно опор

KH = Khb·Khv·Kha, где:    Khb = 1+(Khbo-1)·Khw,    

где:     Khbo – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы передачи

Khw – коэффициент приработки зубьев

   

Khb = 1+(1,18-1)0,26=1,047-коэффициент динамики нагружения

коэфф неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий

Кha = 1+(Khao-1)·Khw,                                   где:    Khao =1+А·(nст-5),          где: Кhao -  коэффициент неравномерности распределения нагрузки в  начальный период         работы передачи              

nст – степень точности передачи (принимаем nст =7 исходя из  выполнения          дальнейшего условия)

A=0.25 – коэфф.

Khao = 1+0,25·(7-5) = 1,5 (<1,6)        

Kha = 1+(1,5-1)·0,26= 1,13                

KH = 1,047        

принимаем межосевое расстояние по ГОСТ 6636-69 aw = 130, округлив до ближайшего стандартного

Предварительные параметры передачи

где:    d2 – делительный диаметр колеса, мм

aw – межосевое расстояние, мм

b2 = ψba·aw, где:    b2 – ширина колеса, мм

ψba – коэффициент ширины колеса

b2 = 0,3·130=39

округлим до ближайшего стандартного числа, принимаем b2 = 39м

где:      mmax – максимальное значение модуля передачи, мм

где:    mmin – минимальное значение модуля передачи, мм

KF = Kfv·Kfb·Khao, где:    Kfv – коэффициент динамики нагружения         

   

Kfb = 0,18+0,82·Khbo, где:    Кfb – коэффициент неравномерности распределения нагрузки

Кfb = 0,18+0,82·1,18=1,148

КF = 1,11·1,148·1,5 = 1,91

Принимаем по ГОСТ 9563-60 m =3 мм по стандартному ряду

Определяем суммарное число зубьев и угол наклона

где:    βmin – минимальный угол наклона зубьев, ˚

где:    zs  - суммарное число зубьев

округляем в меньшую строну до ближайшего целого, принимаем zs = 83

где:    β – угол наклона зубьев колеса, ˚

округляем по ряду предпочтительных чисел, принимаем β=18 ˚

где:    z1 – число зубьев шестерни

   

z1 колеса делаем без смещения, принимаем x1=0, x2=0

где:    z2 – число зубьев колеса

z2 = 16*4=64

фактическое передаточное число

где:    uфзп – фактическое передаточное число зубчатой передачи

Размеры колёс

          

где     d1 – делительный диаметр шестерни, мм принимаем d1 = 51мм

d2 = m·z2 ,  d2 = 192

где:    d2 – делительный диаметр колеса, мм

y=-3,33  -коэффициент воспринимаемого смещения           

x1=0

x2=0

 

da1 = 76,5

где:    da1 – диаметр вершин зубьев шестерни, мм

df1 =43                   где:    df1 – диаметр впадин зубьев шестерни, мм

da2 = 218

где:    da2 – диаметр вершин зубьев колеса, мм

где: df2 – диаметр впадин зубьев колеса, мм                                             

df2 =  184,5

5 Проверочный расчёт зубчатой передачи

где:    σH  - расчётные контактные напряжения, МПа

условие выполняется т.е. передача по условию контактной прочности является работоспособной.

Силы в зацеплении

Ft=2·103·T2/d1,     Ft = 2,655·103

где:    Ft – окружная сила, Н

Fr = Ft·0,364/cosβ, Fr = 1,016*103

где:    Fr – радиальная сила, Н

Fa = Ft·cosβ, Fa = 2,525*103

Проверка зубьев по напряжениям изгиба

; где:    σF2 – расчётное напряжение изгиба, МПа

[σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба, МПа

- приведенное число зубьев

YFS2 – коэффициент формы зуба,

– коэффициент угла наклона зубьев

Ye – коэффициент перекрытия зубьев,

<436

Условие выполняется, т.е. зубья выдержат напряжения изгиба.

; где:    σF2 – расчётное напряжение изгиба, МПа

 - приведенное число зубьев

YFS1 – коэффициент формы зуба шестерни

         

Условие выполняется, т.е. зубья выдержат напряжения изгиба.

Проверим напряжение изгиба зубьев

KFx = 1

N = 0,25

KFU = 1,04

ZV1 =  =  9.1

ZV2 =  =  467

допустимое напряжение на изгиб

σF1 = ·KFα·KFv·KFβ = 1100 МПа

6 Предварительный расчёт валов

Вал 1

 - принимаем исходя из конструктивных размеров муфты

dп = d+2t= 17+2·3 =23  мм – диаметр под подшипник                                                 где:    t – высота заплечика

t =3

предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный однорядный средней серии диаметров       внутреннего кольца 25

dбп = dп + 3r = 25+3·1,5 = 29.5 мм – диаметр буртика где:    r = 1,5 – фаска подшипника

f =1,5       

Вал 2

 

 

Принимаем стандартное значение  d3 = 28 мм

dп = d3 + 2·t = 28+2·3=34мм – диаметр вала под подшипник где:    t – высота заплечика

t =3

предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный однорядный средней серии с диаметром внутреннего кольца 35

dп =35

dк = dп+3r = 35+3·1,5 = 39,5 мм – диаметр под колесо

Похожие материалы

Информация о работе