Определяем допускаемое контактное напряжение [σ]H, Н/мм2:
для шестерни:
[σ]H1 = КHL1∙ [σ]HО1 = 1∙580.9 = 580.9;
для колеса:
[σ]H2 = КHL2∙ [σ]HО2 = 1 ∙514.3 = 514.3.
Так как НВ1ср = 285.5 ‹ 350 НВ и НВ2ср = 248.5 ‹ 350 НВ, то косозубая передача рассчитывается на прочность по среднему допускаемому контактному напряжению, Н/мм2:
[σ]H = 0.45∙([σ]H1 + [σ]H2);
[σ]H = 0.45∙(580.9 + 514.3) = 492.8.
3.2.1 Определение допускаемых напряжений изгиба для зубьев шестерни [σ]F1 и колеса [σ]F2.
a) Рассчитываем коэффициент долговечности КHL
Наработка за весь срок службы: для шестерни N2 = 193.73∙106 циклов, для колеса N1 = 777.92∙106 циклов.
Число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости, NFO = 4∙106 для обоих колес.
Так как N1 › NFO1 и N2 › NFO2, то коэффициент долговечности КHL1 = 1 и КHL2 = 1.
b) По таблице 3.1 / 1, с. 49 / определяем допускаемое напряжение изгиба [σ]FO в Н/мм2, соответствующее числу циклов перемены напряжений NFO:
для шестерни:
[σ]FО1 = 1.03 НВ1ср;
[σ]FО1 = 1.03∙285.5 = 294.
для колеса:
[σ]FО2 = 1.03 НВ2ср;
[σ]FО2 = 1.03∙248.5 = 256.
с) Определяем допускаемое напряжение изгиба [σ]F, Н/мм2:
для шестерни:
[σ]F1 = КHL1∙[σ]FО1 = 1∙294 = 294;
для колеса:
[σ]F2 = КHL2∙[σ]FО2 = 1∙256 = 256.
3.2.3. Результаты расчетов сводим в таблицу 2.
Таблица 2 – Механические характеристики материалов зубчатой передачи
| Элемент передачи | Марка стали | Dпред | Термообработка | НВ1ср | [σ]Н | [σ]F | 
| Sпред | НВ2ср | Н/мм2 | ||||
| Шестерня | 40ХН | 125 | Улучшение | 285.5 | 580.9 | 294 | 
| Колесо | 40ХН | 125 | Улучшение | 248.5 | 514.3 | 256 | 
3.3 Проектный расчет на контактную выносливость.
3.3.1 Определяем межосевое расстояние аw, мм:
аw ≥ Ка(u + 1)  , где
Ка – вспомогательный коэффициент;
, где
Ка – вспомогательный коэффициент;
ψ – коэффициент ширины венца колеса;
u – передаточное число редуктора (см. таб.1);
Т3 – вращающий момент на тихоходном валу редуктора, Н∙м (см. таб.1);
[σ] – допускаемое среднее контактное напряжение (см. 3.2.1, п.с);
КНβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
аw
≥  .
.
3.3.2 Определяем модуль зацепления m, мм:
m = (0.01…0.02) аw = 1.5.
3.3.3 Определяем угол наклона зубьев βmin для косозубых передач, град:
βmin = arcsin  , где b2 – ширина венца, мм.
, где b2 – ширина венца, мм.
βmin = arcsin .
.
3.3.4 Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
z∑ = z1 + z2 = 2aw∙cos βmin/m;
z∑ =  .
.
3.3.5 Уточняем действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач, град:
β = arccos z∑m/(2aw);
β =  .
.
3.3.6 Определяем число зубьев шестерни:
z1 =  ;
;
z1 =  .
.
3.3.7 Определяем число зубьев колеса:
z2 = z∑ - z1;
z2 = 158 – 32 = 126/
3.3.8 Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение Δu от заданного u:
u ф = z2/ z1;
Δu =  ;
;
u ф = 126/32 = 3,94;
Δu =  .
.
3.3.9 Определяем фактическое межосевое расстояние, мм:
aw = (z2 + z2)m/(2cos3β);
aw =  .
.
3.3.10 Определяем основные геометрические параметры передачи, мм
| Параметр | Шестерня | Колесо | 
| Диаметр делительный | d1 = mz1/cosβ d1 = 1.5∙32/0.99 = 48.5 | d2 = mz2/cosβ d2 = 1.5∙126/0.99 = 191 | 
| Диаметр вершин зубьев | dа1 = d1 + 2m da1 = 48.5 + 2∙1.5 = 51.5 | da1 = d2 + 2m da1 = 191 + 2∙1.5 = 194 | 
| Диаметр вершин впадин | df1 = d1 – 2.4m df1 = 48.5 – 2.4∙1.5 =45 | df2 = d2 – 2.4m df2 = 194 – 2.4∙1.5 = 187.4 | 
| Ширина венца | b1 = b2 + (2…4) b1 = 38 + 4 = 42 | b2 = ψ∙aw b2 = 0.32∙120 = 38 | 
3.4 Проверочный расчет
3.4.1 Проверяем межосевое расстояние, мм:
aw = (d1 + d2)/2;
aw = 
3.4.2 Проверяем пригодность заготовок колес (см. таб.2):
Условие пригодности заготовок колес:
Dзаг  Dпред;            Sзаг
 Dпред;            Sзаг  Sпред.
 Sпред.
Диаметр заготовки шестерни:
Dзаг = da1 + 6 мм;
Dзаг = 51.5 + 6 = 57.5.
Размер заготовки колеса закрытой передачи:
Sзаг = b2 + 4 мм;
Sзаг = 38 + 4 = 42.
3.4.3 Проверяем контактные напряжения σН, Н/мм2:
 ,
,
где К – вспомогательный коэффициент;
Ft – окружная сила в зацеплении, Н;
КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, определяется по графику / 1, с63 /;
КНβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба;
КНυ – коэффициент динамической нагрузки, (см. таб.4.3) / 1, с62 /;
[σ]Н – допускаемое контактное напряжение, Н/мм2.
 .
.
Допускаемая недогрузка передачи (σН ‹ [σ]H) не более 10%
3.4.4 Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни σF1 и колеса σF1, н/мм2:

 , где
m – модуль зацепления, мм;
, где
m – модуль зацепления, мм;
b2 – ширина зубчатого венца колеса, мм;
KHα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (см. п.14) / 1, с63 /;
КНυ – коэффициент динамической нагрузки (см. таб.4.3) / 1, с. 62 /;
YF1 и YF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса (см. таб.4.4)
/ 1, с. 64 /;
Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зуба;
[σ]F1 и [σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, Н/мм2 (см. таб.2).

При проверочном расчете σF значительно меньше [σ]F, это допустимо, так как нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью.
3.4.5. Результаты расчетов сводим в таблицу 3.
Таблица 3 – Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм
| Проектный расчет | |||||
| Параметр | Значение | Параметр | Значение | ||
| Межосевое расстояние аw | 120 | Угол наклона β | 9 | ||
| Модуль зацепления m | 1.5 | Диаметр делительной окружности: шестерни d1 колеса d2 | 48.5 191 | ||
| Ширина зубьев венца: шестерни b1 колеса b2 | 42 38 | Диаметр окружности вершин: шестерни da1 колеса da2 | 51,5 194 | ||
| Число зубьев: шестерни z1 колеса z2 
 | 32 126 | Диаметр окружности впадин: шестерни df1 колеса df2 | 45 187.3 | ||
| Проверочный расчет | |||||
| Параметр | Допускаемые значения | Расчетные значения | Примечание | ||
| Контактные напряжения σН, Н/мм2 | 492,84 | 449 | 9% | ||
| Напряжения изгиба, Н/мм2 σF1 σF2 | 294 256 | 119 113 | 55% 60% | ||
4 Расчет открытой передачи
4.1 Проектный расчет
4.1.1 Определяем диаметр ведущего шкива d1, мм:
d1 = (52…64) , где Т – вращающий момент на быстроходном
валу.
, где Т – вращающий момент на быстроходном
валу.
d1 =  .
.
4.1.2 Определяем диаметр ведомого шкива d2, мм:
d2 = u∙d1 (1-ε), где u – передаточное число открытой передачи (см. таб.1);
ε – коэффициент скольжения.
d2 = 3.25∙140 (1-0.01) = 450.
4.1.3 Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение Δu от заданного:
uф = 
Δu =  ;
;
uф = ;
;
Δu =  %.
%.
4.1.4 Определяем ориентировочное межосевое расстояние а, мм:

4.1.5 Определяем расчетную длину ремня l, мм:

4.1.6 Уточняем значение межосевого расстояния а, мм по стандартной длине l:
 4.1.7    Определяем
угол обхвата ремнем ведущего шкива α1, град:
4.1.7    Определяем
угол обхвата ремнем ведущего шкива α1, град:
α1 = 180о – 57о(d2 - d1)/а;
α1 = 180о – 57о(450-140)/1025 = 163.
Угол α1 должен
быть  150о.
 150о.
4.1.8 Определяем скорость ремня υ, м/с:
υ = 
где d1 – диаметр ведущего шкива;
n1 – частота вращения ведущего шкива (см. таб.1);
[υ] = 35 м/с – допускаемая скорость.
υ = 
4.1.9 Определяем частоту пробегов ремня U, с-1:
U = l/υ [U], где l – стандартная
длина ремня, м;
 [U], где l – стандартная
длина ремня, м;
[U] = 15 с-1 – допускаемая частота пробега.
U =  .
.
4.1.10 Определяем окружную силу Ft, Н, передаваемую ремнем:
Ft = Pном ∙ 103/υ, где Pном – номинальная мощность двигателя, кВт (см. таб.1);
υ – скорость ремня, м/с.
Ft = 
4.1.11 Определяем допускаемую удельную окружную силу [k], н/мм2:
[k] = [kо]∙Сθ∙Сα∙Сυ∙Сp∙Сd∙СF, где [kо] – допускаемая приведенная удельная окружная сила, н/мм2
С – поправочные коэффициенты (см. таб.5.2) / 1, с78-80 /.
[k] = 1.25∙1∙0.94∙1.03∙0.9∙0.85∙1.2 = 1.11.
4.1.12 Определяем ширину ремня b, мм:
b = Ft / δ[kп];
b = 
4.1.13 Определяем площадь поперечного сечения ремня А, мм2:
А = δ∙b;
A = 2.8∙71 = 198.8.
4.1.14 Определяем силу предварительного напряжения ремня Fo, Н:
Fo = А∙σо, где σо – предварительное напряжение, Н/мм2.
Fo = 198,8∙2 = 397.6.
4.1.15 Определяем силы напряжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей ремня, Н:
F1 = Fo + Ft/2; F2 = Fo – Ft/2;
F1 = 
F2 = 
4.1.16 Определяем силу давления на вал Foп, Н:
Foп = 2 Fo sin (α1/2);
Foп = 2∙397.6∙sin (163/2) = 787.
4.2 Проверочный расчет
4.2.1 Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви σmax, Н/мм2:
σmax
= σ1 + σи + συ [ σ]p, где σ1 – напряжения растяжения, Н/мм2;
[ σ]p, где σ1 – напряжения растяжения, Н/мм2;
σи – напряжения изгиба, Н/мм2;
συ – напряжения от центробежных сил, Н/мм2;
σр – допускаемое напряжение растяжения, Н/мм2.
σ1=  ;
;
σи = 
где Еи – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней.
συ =  ;
;
σр = 8;
σmax = 2.54 + 1.8 + 0.029 = 4.369.
4.2.2 Результаты расчетов сводим в таблицу 4.
Таблица 4 – Параметры плоскоременной передачи, мм
| Параметр | Значение | Параметр | Значение | 
| Тип ремня | плоский | Число пробегов ремня U, 1/с | 0.58 | 
| Межосевое расстояние а | 1025 | Диаметр ведущего шкива d1 | 140 | 
| Толщина ремня δ | 2.8 | Диаметр ведомого шкива d2 | 450 | 
| Ширина ремня b | 71 | Максимальное напряжение σmax, Н/мм2 | 4.4 | 
| Длина ремня l | 3000 | Начальное напряжение Fo, Н | 397.6 | 
| Угол обхвата α1 | 163 | Сила давления ремня на вал Foп, Н | 787 | 
5 Выбор муфты
В проектных приводах применимы компенсирующие разъемные муфты нерасцепляемого класса в стандартном исполнении.
Для соединения выходных концов тихоходного вала редуктора и привода
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.