2 Определение основных технических нормативов
Обоснование категории дороги
Nпр=SNi·Ki , (2.1) где Ni - число автомобилей данной марки в потоке,
Ki - коэффициент приведения принятый для марки из ТКП [1].
Nпр=550 ·1+550 ·1+ 550 ·1.6+500 ·1.8+450 ·2.0+ 400 ·2.0+100·2.5+60·1.8
Nпр=4938 авт./сут
Так как суммарная приведенная интенсивность движения составляет 4938авт/сут, то в соответствии с ТКП [1] принята 3 категория автомобильной дороги. Основные технические нормативы по проектируемой автомобильной дороге согласно [1] представлены в таблице 2.
2.1 Определение максимального продольного уклона
По категории дороги, руководствуясь ТКП [1], назначают расчетную скорость и определяют наибольший продольный уклон:
imax=Дυ-fυ, (2.2)
где Дυ – динамический фактор автомобиля, определяемый по графикам, Н/Н;
fυ – коэффициент сопротивления качению, который рассчитывают по эмпирической формуле [3];
fυ=f0[1+0,01(υ-50)], (2.3)
где f0 – коэффициент сопротивления качению при скоростях до 50 км/ч; f0=0,01 [3].
Максимальный продольный уклон определяют отдельно для каждой марки автомобиля и автопоезда. На основании полученных результатов устанавливают величину максимального продольного уклона для проектируемой автомобильной дороги.
Определение максимального продольного уклона для различных марок автомобиля выполнено в табличной форме. Результаты занесены в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 Определение максимального продольного уклона
Марка автомобиля |
Динамический фактор Дυ, Н/Н |
Коэффициент сопротивления качению fυ, H/Н |
Величина максимального продольного уклона imax, ‰ |
ВАЗ 2106 ГАЗ 24 ГАЗ 53 ЗИЛ 130 МАЗ 503А КАМАЗ 5320 Автобусы Автомобильные поезда |
0,07 0,12 0,09 0,035 0,06 0,05 0,02 0,03 |
0,015 0,015 0,011 0,011 0,01 0,01 0,012 0,0085 |
55 105 79 24 50 40 80 22 |
Результаты таблицы 2.1 показывают, что в качестве максимального продольного уклона может быть принят уклон 50‰. Автомобили ЗИЛ 130, КАМАЗ 5320 и автопоезда будут преодолевать данный уклон со скоростью ниже расчетной.
Из ТКП [1] выписывают и ряд других нормативов, определенную часть которых проверяют расчетом. Это такие нормативы, как радиусы кривых в плане (минимальный и рекомендуемый), расчетное расстояние видимости, радиусы вогнутых и выпуклых вертикальных кривых (минимальные и рекомендуемые), ширина полос движения, ширина земляного полотна.
2.2 Определение расчетного расстояния видимости
Расчетное расстояние видимости определяют по двум схемам:
1. остановка автомобиля перед препятствием на горизонтальном участке дороги;
2. встречное движение двух автомобилей, движущихся по одной полосе.
В первом случае расчетное расстояние видимости определяют по формуле 3.3 [2].
(2.3)
Принимаем S1 равным 100 метрам.
где υ – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч;
tp – время реакции водителя и включения тормозов; tp=2 с;
К3 – коэффициент, учитывающий эффективность срабатывания тормозов; К3=1,2 –для легковых автомобилей, К3=1,3…1,4 – для грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов [2];
φпр – коэффициент продольного сцепления, который зависит от состояния покрытия [2,с. 45-46];
i – продольный уклон дороги;
f – коэффициент сопротивления качению, f=0,01…0,025 [2, с. 37];
l0 – расстояние безопасности; l0=5…10м.
=132 м
Принимаем S1 равным 132 метрам.
Во втором случае расчетное расстояние видимости складывается из суммы тормозных путей двух автомобилей и расстояния безопасности между ними:
(2.4)
=259 м
Принимаем S2 равным 259 метрам.
2.3 Определение радиусов вертикальных кривых
Вертикальные кривые описываются по квадратной параболе вида:
у=х2/2R.
Минимальные радиусы вертикальныхкривых определяют:
1 выпуклых – из условий видимости поверхности дорожного покрытия
Rmin.вып=S2/2d, (2.5)
где S – расчетное расстояние видимости по первой схеме, т.е. S=S1;
d – высота глаза водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги; d=1,2 м;
Rmin.вып = 1322/2∙1,2 = 7260м.
2 вогнутых – из условия ограничения величины центробежной силы. За критерий принимают самочувствие пассажира и перегрузку рессор
Rmin.вогн=υ2/13b, (2.6)
где υ – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч;
b – допустимое центробежное ускорение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.