ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ…………………………………………………................................... |
34 |
2.1. Диагностика уровня социализации подростков в неполной семье……………………………………………………….…………………. |
34 |
2.2. Программа деятельности педагога по профилактике проблем социализации подростков в неполной семье………………………………. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… |
40 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. |
42 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… |
45 |
ВВЕДЕНИЕ
Семья является одним из основных звеньев социализации молодых людей. В последнее время становится актуальной проблема социализации подростков, причем как подростков, воспитывающихся в полных, так и в неполных семьях. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре современного российского общества.
Семья – важнейший, первичный институт социализации подрастающих поколений. Существуют различные типологии и виды семей, и одной из них является неполная семья. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья, как и любая другая, является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения и призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Но в силу материальных, жилищных, психологических и прочих проблем, с которыми сталкивается «нестандартная» семья, эту функцию не всегда удается осуществить, поэтому формирование полноценной личности в таких условиях сталкивается с множеством трудностей. И эти трудности находят проявление в социально-психологических особенностях личности детей из неполных семей.
Больше всего подобному влиянию подвержены подростки, т.к. сравнивают себя с взрослыми и более младшими детьми и приходят к заключению, что они уже не дети, а скорее взрослые. Они начинает чувствовать себя взрослым и хотят, чтобы и окружающие признавали их самостоятельность и значимость. В связи с этим подростки более остро реагируют на все структурные изменения в семье, что не может не оставить отпечаток в формировании их личности.
Цель исследования: разработать программу деятельности педагога по профилактике проблем социализации детей в неполной семье.
Объект исследования: процесс социализации ребенка.
Предмет исследования: особенности социализации детей в неполной семье.
Гипотеза исследования: социализация подростков в неполной семье будет более успешной, если учитываются особенности неполной семьи, процесс социализации подростков, а так же влияние семьи на процесс социализации подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику процесса социализации ребенка.
2. Рассмотреть особенности неполной семьи.
3. Изучить влияние неполной семьи на процесс социализации ребенка.
4. Разработать и апробировать программу по выявлению особенностей социализации детей в неполной семье.
Методы исследования:
Теоретические:анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, классификация, моделирование.
Эмпирические:педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение характеристик детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения относительно особенностей социализации детей в неполной семье. Изучение процесса социализации детей связанно с именами таких ученых как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Н. Смелзер, А. В. Мудрик, Ю. В. Василькова и др. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах классиков Т. Парсонса, И. С. Кона и современника А. Карлсона и др. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф. А. Ильдарханова, и др. Анализу специфики жизнедеятельности неполной семьи посвящены современные работы М. Ю. Арутюнян, М. П. Ган, И. Ф. Дементьевой, А. М. Демидова, О. М. Здравомысловой, Э. Ивер-Жалю, О. И. Ключко, Дж. Коулмана, Л. Г. Луняковой.
Экспериментальная база исследования: МОАУ СОШ с УИОП № г. Кирова, подростки 9 класса в количестве 8 человек.
Новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу особенностей социализации детей в неполной семье.
Практическая значимость исследования:
· разработана и успешно апробирована программа, с целью диагностики уровня социализации подростков в неполной семье;
· разработана методическая программа деятельности педагога
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.