6. Безопасность жизнедеятельности
6.1 Охрана труда в отделении ремонта топливной аппаратуры.
Отделение ремонта топливной аппаратуры, как правило, размещаются в общем, пролете мастерских депо в непосредственной близости от цеха текущего ремонта ТР-3. По противопожарным и санитарным требованиям оно должно быть изолированно от других отделений промежуточными пожаробезопасными помещениями или специальными тамбурами-шлюзами. Отделение должно иметь по крайней мере три специализированных участка – моечный, ремонтный и испытательный, которые должны размещаться в изолированных помещениях. Это необходимо по технологическим особенностям ремонта и сборки весьма точных узлов и деталей топливной аппаратуры и для улучшения санитарно-гигиенических условий труда. Так, промывка деталей и узлов на изолированном промывочном участке предотвращает распространение грязи в другие помещения, позволяет сконцентрировать специальную приточно-вытяжную вентиляцию и местные вытяжные отсосы.
В соответствии с техническими требованиями в помещениях, предназначенных для ремонта и испытания аппаратуры, должна поддерживаться температура 18-23С°, что наиболее полно обеспечивается установкой кондиционирования воздуха, улучшающей одновременно санитарно-гигиенические условия в помещениях 1.5-2-кратный обмен воздуха в час. Местные вентиляционные отсосы с отдельной системой вытяжки и подачей вентиляторов 500-1400 м3/ч устанавливают на стенды для испытания форсунок, обкаточные стенды и промывочное оборудование. Вентиляционные установки рекомендуется размещать в специальных помещениях над отделением, используя высоту пролета мастерских, или стенами здания. Все воздуховоды стендов, использующих дизельное топливо, моечных машин и ванн с керосином оборудуют сепараторами для очистки выбросов от аэрозолей дизельного топлива и керосина с возвратом их в соответствующие емкости.
Стоки, содержащие остатки дизельного топлива и керосина, проходят масло уловитель до выпуска их в общую канализацию. Для производственных нужд помещения отделения должны иметь подвод технической воды при среднесуточном расходе 50-90 м3/сут и сжатого воздуха давлением 0,4-0,6 МПа при среднем расходе до 100-120 м3/ч.
В соответствии с технологическим процессом и требованиям охраны труда должны предусматриваться грузоподъемные механизмы, консольные поворотные двуплечные краны. Грузоподъемность этих устройств 100-200 кг из условий транспортировки массы груза с тарой-контейнером и применения типовых чалочных приспособлений.
Оборудование устанавливают с учетом рационального естественного освещения рабочих мест. Освещенность на участках испытаний и сборки не менее 150-200 лк с применением люминесцентных ламп. Кроме того, рабочие места этих участков дополнительно оборудуются местным освещением напряжением 12В во взрывозащитном исполнении. Электроаппаратуру открытого исполнения выносят в тамбуры и не пожароопасные помещения. В помещениях должны быть также щиты заземления электрооборудования, аварийное освещение и средства пожаротушения.
Стены помещения на высоте 1,5-2,0 м выкладываются моющейся керамической или полистирольной плиткой. Полы в помещении моечного и испытательного участков должны быть выложены керамической плиткой таким образом, чтобы обеспечить применение механизированной уборки производственных помещений.
Для обеспечения санитарно-гигиенических условий труда в помещениях отделения обязательно устанавливают раковины с горячей и холодной водой, шкафы для размещения спецодежды и индивидуальных средств защиты, а также аптечку для оказания первой медицинской помощи.
Большое значение в обеспечении высокой культуры производства и качества при ремонте топливной аппаратуры имеет эстетическое оформление оборудования верстачного и стендового.
Скрытая прокладка трубопроводов, спокойная окраска стен, обилие света, алюминиевая армировка поверхностей, на которые кладутся детали топливной аппаратуры, чистота и порядок на рабочем месте в сочетании с площадками для отдыха, как в помещении депо, так и на его территории являются непременным условием для повышения производительности труда и обеспечения необходимой точности ремонта.
6.2 Комбинированное защитное заземление
Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека и машины, причём нейтральное место принадлежит человеку - оператору. Широкое применение электроэнергии в промышленности, транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве, в быту сопровождается случаями поражения электрическим током.
Опасность поражения электрическим током усугубляется тем, что, во-первых, ток не имеет внешних признаков и, как правило, человек без специальных приборов не может заблаговременно обнаружить грозящую ему опасность; во-вторых, воздействие тока па человека в большинстве случаев приводит к серьёзным нарушениям наиболее важных жизнедеятельных систем, таких как центральная нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная, что увеличивает тяжесть поражения; в-третьих, переменный ток способен вызывать интенсивные судороги мышц, приводящие к неотпускающему эффекту, при котором человек самостоятельно не может освободиться от воздействия тока; в-четвертых, воздействие тока вызывает у человека резкую реакцию отдергивания, а в ряде случаев и потерю сознания, что при работе на высоте может привести к травмированию в результате падения.
Характер воздействия электрического тока на человека и тяжесть поражения пострадавшего зависят от многих факторов, таких как величина, длительность воздействия и род тока (постоянный или переменный), его частота и путь прохождения (схема включения человека в электрическую сеть), окружающая среда и др.
Оценивать опасность воздействия электрического тока на человека можно по ответным реакциям организма. С увеличением тока чётко проявляются три качественно отличные ответные реакции. Это, прежде всею ощущение, далее судорожное сокращение мыши и, наконец, фибрилляция сердца. Электрические токи вызывающие соответствующую реакцию, подразделяются на ощутимые, не отпускающие и фибрилляционные.
Допускаемые для человека токи оцениваются по трём критериям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.