Агностицизм – направление в философии, согласно которому мир частично или полностью не познаваем. На этих позициях находятся школы субъективного идеализма.
Скептицизм - направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиального познания мира.
Гносеологический оптимизм - провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира. На этих позициях стоят все школы материализма и некоторые течения объективного идеализма, но познаваемость мира признают в весьма своеобразной форме.
Функции философии:
· мировоззренческая функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве.
· Методологическая – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
· Воспитательно-гуманитарная – заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире, найти смысл жизни.
· Прогностическая – изучая и объясняя мир, закономерности его бытия как целого, философия разрабатывает модели и сценарии будущих состояний, направления развития отдельных сфер бытия.
Итак, философия как наука изучает наиболее общие законы и закономерности окружающей нас действительности и познания, является ядром всей человеческой культуры. Между философией и наукой имеет место диалектическое взаимодействие, успехи одной способствуют успеху другой.
Особенности философии Древнего Востока:
1. тесная связь с религиозными представлениями
2. утверждение о том, что философия призвана помочь совершенствованию человеческой личности
3. нравственная направленность философских исканий
4. идея гармонии телесной и духовной стороны человеческого существования, индивида и окружающего мира (причем первое растворяется во втором)
5. понимание того, что истина многогранна и достигается не только с помощью интеллекта, но и чувств, интуиции, веры, опирается на целостный опыт человека.
6. интерес не только к сущему, сколько к должному.
Философы Древнего Востока не только ученые-аналитики, сколько мудрецы, странники, пророки.
Основоположник конфуцианства – Конфуций. В центре внимания конфуцианства – взаимоотношения человека и общества, в которых человеку предписывалось держаться золотой середины в ситуации выбора, быть человеколюбивым, требовательным к себе, строить отношения с другими на основе взаимности. «Не делай другому того, чего не желаешь себе» - золотое правило, этический принцип Конфуция. Внешними регулятивами социального поведения выступали небо, авторитет великих людей и мудрые слова.
Легизм – (школа законников). Его основателем были Шан Ян и Хань Фэй. В 3 в.до н.э. легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.
Даосизм - учение о «Дао». Основоположником считается Лао-Цзы. Сохранение естественных законов (Дао) жизни, позволяет человеку сохранить в целостности свою природу. Лишь на этой основе можно постичь истину и овладеть мудростью. Дао – центральная категория даосизма. Дао – это первопричина всех изменений, оно является «корнем всего». Дао не имеет имени. Ни формы. Будучи вечно единым, неизменным. Непереходящим, существующим век от века – но совершенным. Принцип «у-вэй» (недеяния) – означает отказ от целенаправленной и преднамеренной активности человека.
Для всех философских школ характерны общие черты:
1) разработка идеи космической гармонии, что выразилось в поиске путей, приемов, методик слияния с мировым целым (джайнизм, йога, буддизм)
2) антропокосмическая ориентация философской мысли отодвигала на второй план как менее значимые проблемы социальной жизни. В отличие от Древнего Китая, индийскую философию интересует внутренний мир человека, а не его общественная жизнь.
3) Философская мысль тесно переплетена с религией и мифологией
4) Философия переплетена с культурой.
Брахманизм, к которому восходят культы Брахмы, Вишну, Шивы, Кришны, со временем трансформировался в национальную религию – индуизм. Джайнизм находился в оппозиции к брахманизму, поскольку объединял представителей других каст и провозглашал спасение души для каждого человека, а не только для избранных. Учение Будды – вышло за пределы индийской культуры и является одной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.