Онтология. Принципы и основания бытия. Движение, пространство и время как атрибуты бытия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Реализация же этих возможностей в значительной степени зависит от деятельности человека, которая выступает случайным фактором по отношению к необходимым и объективным природным связям. Категории возможности и действительности характеризуют две основные ступени в становлении и развитии системы.

Возможность - философская категория для отражения объективной тенденции становления предмета, которая выражается в наличии условий для его возникновения. Различают абстрактную (формальную) и реальную(конкретную) возможности. Численная мера возможности выражается понятием вероятности.

Действительность - философская категория для отражения объективно существующего предмета, явления или процесса как результата реализации некоторой возможности, в широком смысле - совокупности всех реализованных возможностей.

Единичное - философская категория, отражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность объектов друг от друга в пространстве и во времени с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Особенное - философская категория, отражающая реальный предмет как целое в единстве его противоположных моментов - единичного и общего.

Общее - философская категория, отражающая определенное свойство или отношение, характерное для данного класса предметов, явлений.

Важная методологическая и познавательная роль этих категорий была обнаружена уже античными философами, когда возникла проблема перехода от единичных предметов к знанию о них. Логический аспект и взаимосвязь единичного, особенного и общего были установлены Гегелем. Он показал, что единичное - это предмет во всей совокупности его чувственных свойств.

Особенное - это уже знание о предмете, которое фиксирует в нем признаки, позволяющие отнести этот единичный предмет к определенному классу объектов. Общее- это знание о предмете, которое фиксирует проявление в ем всеобщих, закономерных, универсальных связей. Общее никогда не счерпывает единичного, в единичном всегда остаются некоторые не фиксируемые свойства.

Субъект теоретической и практической деятельности неизбежно обнаруживает различие определенной совокупности признаков, свойств и тенденций объектов и способов их выражения, что закрепляется в следующих категориях: содержание, форма, сущность и явление.

Содержание - философская категория, отражающая единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Форма - философская категория, отражающая способ существования и выражения содержания. Форма может быть внешней и внутренней. Понятие утренней формы близко по содержанию к понятию структуры.

Сущность - философская категория, отражающая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Это понятие связано с проблемой определения места и роли объекта в действительности.

Явление - философская категория, отражающая то или иное выражение (обнаружение) предмета, внешней формы его существования.

Таким образом, категории диалектики, во-первых, воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде; во-вторых, отражают основные этапы становления и развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности человека.

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1. Сознание как предмет философского анализа

Сознание как важнейшее свойство человека изучают многие науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, антропология, кибернетика.  

Традиционно философия изучает сознание в контексте проблемы взаимодействия идеального и материального начал бытия. Представления об идеальной природе сознания возникли раньше, чем были обоснованы материальные, физические предпосылки его возникновения.

Делая вывод о том, что сознание имеет идеальную природу, т.е. является выражением способности человека отражать мир в образах, философия должна была ответить на следующий вопрос: как существует идеальное? Существуют ли те образы, которые творит человек, в природе самой по себе или в биологической природе человека? Очевидно, что нет. Так, например, форма кувшина, который делает гончар, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в анатомической организации тела самого гончара.

Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли представители

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
156 Kb
Скачали:
0