Доставку ВМ от расходного склада к забою осуществляют переноской или в вагонетках, перемещаемых электровозом. При совместной переноске СВ и ВВ одним лицом (взрывником или мастером-взрывником) в разных сумках можно переносить не более 12 кг ВВ. При раздельной переноске СВ и ВВ различными лицами можно переносить до 20 кг ВВ, а в заводской упаковке на расстоянии до 300 м при удобном пути с подъемом не более 0,02 – до 40 кг.
ВВ и СВ перевозят специальными и попутными порожняковыми составами в разных вагонетках, разделенных одна от другой таким количеством порожних вагонеток, при котором расстояние между вагонетками с ВВ и СВ или этими вагонетками и электровозом было бы не менее 3 м. В голове и хвосте состава с ВМ должны быть установлены специальные световые сигналы, со значением которых должны быть ознакомлены все работающие в выработке. Состав с ВМ должен сопровождать взрывник, а при необходимости и специально проинструктированные рабочие-погрузчики. Все лица, следующие с составом ВМ, размещаются на специальной платформе, оборудованной для сидения и прицепленной в хвосте поезда. Машинисты электровозов встречных составов и люди, идущие по выработке, должны пропустить состав с ВМ стоя.
Детонаторы, детонирующие шнуры перевозят в вагонетках, футерованных изнутри деревом. Ящики с этими ВМ должны быть переложены войлоком или мешковиной и уложены по высоте в один ряд. Остальные ВМ можно перевозить в обычных вагонетках, нагружая их до бортов. Средства взрывания перевозят в вагонетках, закрытых сплошной деревянной крышкой в случае, если применяют контактные электровозы. Скорость движения состава с ВМ должна быть не более 5 км/ч; остановка и троганье с мест – плавное, без толчков.
Взрывчатые материалы поступают на подземный расходный склад с базисного. Основанием для получения ВМ с базисного склада служит наряд-накладная, второй экземпляр которой за подписью лица, отпустившего ВМ, является сопроводительным документом при перевозке ВМ на расходный склад. Доставленные на расходный склад ВМ оприходуют на основании наряда-накладной в специальной шнуровой книге учета, прихода и расхода ВМ.
Отпуск ВМ взрывникам (мастерам-взрывникам) для производства взрывных работ производят на расходном складе на основании наряда-путевки. Наряд-путевку на производство взрывных работ выписывают на взрывника (мастера-взрывника) на каждый случай взрывания забоя. В наряде-путевке указывают тип и количество ВВ и СВ на взрывание забоя, число шпуров, их длину и вес заряда в шпуре. Наряд-путевку подписывает начальник смены, или начальник участка, или руководитель буровзрывных работ. После окончания рабочей смены взрывник (мастер-взрывник) отмечает в наряде-путевке фактический расход ВМ по назначению, подтверждая его своей подписью в наряде-путевке. Оформленную таким образом наряд-путевку взрывник (мастер-взрывник) обязан сдать на склад ВМ вместе с неизрасходованным остатком взрывчатых материалов (если он есть). Сданная на склад путевка служит основанием для списания ВМ по книге учета, прихода и расхода ВМ.
Взрывные работы в забое выработки могут быть начаты только после окончания подготовки забоя к их выполнению. Все шпуры в забое должны быть пробурены в строгом соответствии с паспортом буровзрывных работ, забой должен быть закреплен по паспорту крепления, все механизмы в забое обесточены, рабочие не занятые на заряжании – удалены в места укрытия.
При производстве работ в подземных выработках обязательно применение звуковых сигналов, которые подают свистком, рожком, сиреной. Со способом подачи и назначением сигналов должны быть ознакомлены под расписку все работающие в выработке. Звуковые сигналы подает взрывник (мастер-взрывник), а при одновременной работе нескольких взрывников – старший взрывник или руководитель взрывных работ.
При выполнении взрывных работ подают три сигнала.
Первый сигнал – предупредительный (один продолжительный). Он означает начало взрывных работ. По этому сигналу из забоя в безопасное место удаляют всех людей, не занятых заряжанием и взрыванием. При заряжании в забое кроме взрывников и их помощников из числа проинструктированных рабочих проходческой бригады имеют право присутствовать: лица технического надзора, имеющие право ответственного ведения горных и буровзрывных работ (начальник смены, начальник участка, руководитель взрывных работ), бригадир проходчиков и дежурный электрослесарь. Перед началом взрывания шпуров в местах возможных проходов к забою выставляют посты охраны; вход в опасную зону через посты охраны запрещен.
Второй сигнал – боевой (два продолжительных). По этому сигналу взрывники зажигают огнепроводные шнуры и уходят в укрытие или за пределы опасной зоны, а при электрическом взрывании – включают ток в электровзрывную сеть.
Третий сигнал – отбой (три коротких) означает окончание всех взрывных работ. Его подают после осмотра места взрыва взрывником совместно с лицом технического надзора или, по поручению последнего, бригадиром.
Если обнаружен отказ (невзорвавшийся заряд), то он должен быть ликвидирован взрывником по указанию руководителя взрывных работ, начальника участка или начальника смены. Самостоятельную ликвидацию отказов разрешено проводить мастеру-взрывнику. Ликвидацию отказавшего шпурового заряда производят взрыванием заряда во вспомогательном шпуре, пробуренном параллельно отказавшему на расстоянии не ближе 30 см. Уборку породы после ликвидации отказа ведут ручным способом с принятием мер предосторожности, пока не будет установлено отсутствие остатков ВМ от отказавшего заряда. Каждый отказ после окончания смены записывают в журнал для записи отказов.
1. «Буровзрывные работы». Раздел 1 «Взрывные работы». Часть II «Производство взрывных работ в подземных выработках». Н.Г. Туренский. М.: МИИТ, 1975 – 101 с.
2. «Проектирование тоннелей, сооружаемых горным способом». Методические указания. Ю.С Фролов. Л.: ЛИИЖТ, 1983 – 53 с.
3. «Рекомендации по производству буровзрывных работ с применением механизированного заряжания и гидрозабойки при проходке транспортных тоннелей». М.: ЦНИИС, 1980 – 72 с.
4. «Справочник инженера-тоннельщика». Г.М. Богомолов, Д.М. Голицинский. М.: Транспорт, 1993 – 389 с.
5. «Тоннели и метрополитены» под редакцией В.Г. Храпова и д.р. М., Транспорт, 1989 – 383 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.