Тема занятия: Особенности обследования хирургического больного.
I. Введение.
Клиническое обследование больного - это искусство, которое годами шлифуется в повседневной работе врача.
Больные с различной хирургической патологией, нередко опасной для их жизни и требующей оказания экстренной помощи, заключающейся порой в необходимости кровавых вмешательств, нуждаются в определенных особенностях как клинических, так лабораторных и специальных методов обследования. Это бывает обусловлено в первую очередь характером проявлений заболеваний, их ургентностью, быстрым развитием опасных осложнений, массовым поступлением пострадавших от несчастных случаев и т.д.
От результатов четкого, быстрого, правильного и качественного обследования хирургического больного зависит своевременность постановки верного диагноза, а, следовательно, и эффективность лечения.
Безусловно, обследование хирургического больного основывается на глубоком знании хирургической патологии, на умении анализировать полученную информацию.
II. Цель практического занятия.
Располагая знаниями по анатомии и физиологии человека, медицинской физике, биохимии, микробиологии, патологической физиологии и патологической анатомии, общих вопросов обследования больного, изучаемых по пропедевтике внутренних болезней УМЕТЬ:
1) клинически обследовать больного с:
а) черепно-мозговой травмой;
б) вывихами и переломами костей;
в) повреждениями мягких тканей, груди, живота;
г) хирургической инфекцией;
д) облитерирующими заболеваниями сосудов нижних конечностей;
е) опухолями;
2) определять простейшие специальные методы обследования и интерпретировать их данные;
3) интепретировать результаты лабораторных исследований;
III. Учебно-целевые задачи.
На основании приобретенных теоретических знаний задачами практического занятия являются НАУЧИТЬСЯ:
1) выслушивать жалобы больного, собирать анамнез заболевания и жизни;
2) выполнять внешний осмотр больного;
3) измерять объем и длину конечностей, объем грудной клетки и живота, определять объем движений в суставах конечностей;
4) пальпаторно определять объемные образования в мягких тканях и животе;
5) определять точки наибольшей болезненности, наличие деформации и инфильтрации тканей, отеков на конечностях;
6) определять наличие и характер пульса на различных артериях;
7) определять наличие симптомов флюктуации, ундуляции, Щеткина-Блюмберга, крепитации, ложной подвижности костных отломков;
8) выполнять пальцевое исследование прямой кишки;
9) перкуторно определять наличие пневмо- и гемоторакса, печеночной тупости, притупления в отлогих местах живота, тимпанита при вздутии кишечника;
10) аускультативно определять симптом “волчка” при частичной сегментарной окклюзии сосуда и сосудистой аневризме, дыхательные шумы в грудной клетке при пневмо- и гемотораксе, перистальтику кишечника, симптом “гробовой тишины” при перитоните;
11) интерпретировать антибиотикограмму;
12) интерпретировать реовазограммы, рентгеновские снимки при вывихах и переломах костей, гемо- и пневмотораксе, гемоперикарде, пневмоперитонеуме, остеомиелите и туберкулезе костей;
13) определять степень тяжести шока;
14) интерпретировать общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи при гемотрансфузионных осложнениях, кровопотере, синдроме длительного сдавления, гнойных заболеваниях;
15) оформлять историю болезни.
IV. Самоподготовка к занятию.
4.1. Цели самоподготовки.
В результате самостоятельного изучения литературы Вы должны ЗНАТЬ:
1) общие принципы обследования больных с черепно-мозговой травмой;
2) общие принципы обследования больных с повреждениями мягких тканей, груди, живота;
3) общие принципы обследования больных с вывихами и переломами костей;
4) общие принципы обследования больных с хирургической инфекцией;
5) общие принципы обследования больных с заболеваниями сосудов нижних конечностей;
6) общие принципы обследования больных с опухолями;
7) показатели общих анализов крови и мочи, биохимических анализов крови в норме и при патологии;
8) методы определения чувствительности патогенной микрофлоры к антибиотикам;
9) составляющие реовазограммы в норме;
10) рентгенологические методы исследования при повреждениях головы, груди и живота, а также при повреждениях и гнойно-воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, опухолях.
4.2. Организация самоподготовки.
Чтобы с успехом достичь конечной цели практического занятия:
1) уясните цель самоподготовки и поставленные задачи;
2) пользуясь учебником по пропедевтике внутренних болезней повторите
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.